Парламентские выборы 1 ноября, сопровождавшиеся нарушениями закона и состоявшиеся на фоне серьезного ограничения фундаментальных прав человека и большого количества политзаключенных не могут считаться справедливыми и свободными и отражать волю народа. Таков был лейтмотив круглого стола на тему: «Положение с правами человека в год выборов», организованного 10 ноября Комитетом защиты гражданского общества (КЗГО) в офисе Азербайджанского национального комитета Хельсинкской гражданской ассамблеи.
Открывая обсуждения, глава АНК ХГА Арзу Абдуллаева указала не неуклонное ухудшение ситуации с правами человека в стране за последние 10 лет.
«Последние полтора года ситуация стала катастрофической для гражданского общества – были арестованы ведущие правозащитники, приняты ограничительные законы в области НПО, устроены массовые проверки и замораживания банковских счетов общественных объединений», - сказала она.
С докладом о парламентских выборах в контексте прав человека выступил член ЦИК, глава Института демократических инициатив Акиф Гурбанов. Прежде он указал на несовершенство законодательной базы выборов.
Если в 2003 г. избирательное законодательство соответствовало стандартам ОБСЕ, кроме принципа формирования избиркомов, то за последние 12 лет Избирательный кодекс меняли 17 раз, внеся 200 поправок. В результате, были ограничены сроки избирательной кампании, права кандидатов, сужены возможности обжалования нарушений прав на выборах.
Ухудшилась ситуация и со свободой собраний, в 2012 г. увеличены в несколько сот раз штрафы за участие в несанкционированных митингах , что сделало невозможным проведение демонстраций.
На выборах устранена возможность для независимого мониторинга со стороны независимых местных НПО, как Центр мониторинга выборов и обучения демократии.
По надуманным причинам власти помешали также мониторингу со стороны БДИПЧ ОБСЕ, предложив сократить число ее делегации с 380 до 125.
В то же время, власти аккредитовали более 500 международных наблюдателей от других структур.
В этой обстановке Национальный совет демократических сил отказался от участия в выборах. Другие оппозиционные силы пошли на выборы, но столкнулись с проблемами уже на этапе выдвижения и регистрации кандидатов. На избирателей отдавших подписи в пользу оппозиционеров оказывалось давление и с них брали заявления, что их обманули.
В 46 округах выборы оказались вовсе безальтернативными в виду отсутствия кандидатов от оппозиции.
Были серьезно ограничены возможности для предвыборной агитации. Впервые на телевидении не было бесплатного эфира на агитацию. Для платной агитации были установлены очень высокие цены – 3500 манат за 1 минуту в прайм-тайм.
Частично независимый мониторинг попытался провести ИДИ, наблюдавший за выборами в 25 округах. Мониторинг выявил серьезные нарушения – искусственное завышение явки в два раза, карусели, массовые вбросы бюллетеней и др.
ИДИ пришел к выводу, что выборы не были свободными, справедливыми, демократическими и не отражали волю народа.
Директор агентства Turan Мехман Алиев выступил с докладом на тему «Положения медиа в ходе выборов», указав, что выборы проходили на фоне давления на свободные медиа, нахождения в тюрьмах 9 журналистов и 6 блогеров.
Предшествующие выборам месяцы характеризовались усилением давления на медиа-ресурсы , предоставляющие альтернативные мнения и проводящие журналистские расследования – «Радио Азадлыг», «Мейдан ТВ», программу «Азербайджанский час».
СМИ страны на 99% контролируются властями и превратились в средство пропаганды.
В ходе предвыборной агитации не было теледебатов – неотъемлемой части демократических выборов. Общественное телевидение установило цену за платную предвыборную агитацию тариф – 3500 манатов за минуту, в то время, как коммерческая реклама на ОТВ стоит 1200 манат, а со скидками 300-400 манат.
Глава Центра мониторинга политзаключенных Эльшан Гасанов рассказал о ситуации в Пенитенциарной системе. Положение в тюрьмах Азербайджана мало, чем отличается от ситуации времен Сталина. Заключенные живут в бараках, построенных десятки лет назад, пытки и плохое обращение – обычное явление. Плохое медицинское обслуживание и взяточничество. Единственной разницей от сталинских казематов является возможность заключенным говорить по телефону, сказал Гасанов.
Глава газеты «Хурал» также бывший узник совести Аваз Зейналлы подтвердил слова Гасанова о полном бесправии заключенных. Из-за взяточничества многие заключенные не могут получать условно-досрочного освобождения, сказал он. С заключенных взимают деньги – за все – встречи, пользование мобильным телефоном, баню и др.
Подводя итоги дискуссии, Абдуллаева подчеркнула, что власти должны понять, что гражданское общество - не враг стране. Напротив, внутри самой власти есть группы, дискредитирующие страну.
Абдуллаева назвала важными событиями недавнее решение ЕСПЧ о незаконном аресте Тофига Ягублу и принятие проекта резолюции об освобождении оккупированных территорий Азербайджана.
По ее мнению, правительство Азербайджана должно выполнять решения ПАСЕ, касающиеся и прав человека.
КЗГО намерен обратиться в прокуратуру с целью наказания работников Пенитенциарной службы, виновных в пытках над заключенными, в суды – чтобы не заключать арестованных активистов и журналистов в «аквариумы».
КЗГО обеспокоен также следами насилия на теле Лейлы Юнус и проблемами со здоровьем у других осужденных активистов и журналистов.—06С--
Написать отзыв