Последнее обновление

(1 час назад)
osce.usmission.gov

osce.usmission.gov

***

-Алакбар бей, согласно сообщениям, сенат США готовит законопроект о нарушителях прав человека в условиях пандемии. Для чего нужен этот документ и как вы оцениваете шансы на его принятие?

- На данном этапе речь идет о двух важных законопроектах, которые уже были объявлены в Сенате: «Защита прав человека во время пандемии» и «О международной борьбе против COVID-19». Вполне вероятно, что для принятия второго документа потребуется время, поскольку для этого потребуются большие деньги, а его авторами являются только оппозиционные сенаторы-демократы, хотя значительная часть проекта может быть включена в другие законы в будущем.

Принятие закона «О защите прав человека во время пандемии» вполне реально. В его состав входят представители обоих крыльев Конгресса, а также всех лагерей  политического спектра. Принятие этих законов позволит правам человека играть ведущую роль во внешней политике США и, таким образом, пересмотреть позицию в отношении авторитарных лидеров, которые пытались укрепить свое правление, размахивая глобальной пандемией.

Зачем нужен закон? Прежде всего, законодатели делают этот шаг, основываясь на серьезном анализе, а также на угрозах глобальной безопасности, которые им предоставляются. Конечно, не все такие анализы полностью открыты для общественности, но, по словам экспертов по правам человека и безопасности, с которыми я говорил в Вашингтоне, если пандемия продолжается еще несколько месяцев, потенциальные угрозы на мировой арене можно будет разделить на четыре категории:

- Усиление авторитаризма во всем мире и политического хаоса. (Другими словами, болезненные последствия неадекватного реагирования властей на катастрофу);

- углубление экономического кризиса в развивающихся странах в результате некомпетентных решений;

- вспышка конфликтов, которые считаются замороженными, новые потоки беженцев и более сильная боль от угрозы вируса - от смерти до голода;

- распространение дезинформации и возрождение терроризма.

Если мы посмотрим на самые опасные сценарии, кажется, что благодаря пандемии мир подобен пороховой бочке, и не случайно, что авторитаризм находится на переднем крае опасностей, которые нас ожидают, если ситуация с вирусом не изменится. Вот почему законодательный орган США готовится объявить права человека главным приоритетом во внешней политике на следующем этапе. Есть даже те, кто сравнивает это с ростом борьбы с терроризмом в мировой дипломатии после событий 11 сентября 2011 года. В любом случае ожидается, что на следующем этапе дипломаты, занимающиеся правами человека во внешней политике, будут на переднем крае, и авторитарные лидеры будут вынуждены относиться к ним с меньшим пренебрежением, чем раньше.

- Что предусмотрено в этом законопроекте? Другими словами, как это влияет на страны, которые нарушают права человека? Будет ли документ касаться, в частности, Азербайджана, или он будет применяться к другим странам, кроме Азербайджана?

- Позвольте мне прямо ответить на последнюю часть вопроса, что речь идет не об одной или нескольких конкретных странах, а о бескомпромиссной позиции внешней политики США в отношении грубых нарушителей прав человека. Авторы - сенаторы Марки, Блэкберн, Кардин, Викер и Меркли, а также конгрессмены Макговерн, Вагнер и Малиновски - обязуют Государственный департамент - как с помощью дипломатии, так и иной помощи - предотвратить грубые нарушения прав человека во время пандемии вируса.

В частности, Закон о пандемии содержит следующие 5 обязательств:

- Предоставить финансовую поддержку пятилетней программе (2020-2025), которая поддерживает демократические институты, гражданское общество, правозащитников, а также свободу прессы и других международно признанных прав человека от нападений во время и после пандемии:

- потребовать, чтобы государственный секретарь и администрация USAID представили первоначальные планы в течение 30 дней после вступления закона в силу вместе с пятилетним стратегическим планом борьбы с пандемиями и последующими нарушениями прав человека;

- Запросить отчеты из государственного департамента о том, как страны во всем мире выполняют свои обязательства в области прав человека во время пандемии - особенно в ответ на чрезвычайную ситуацию с коронавирусом;

- учитывать, систематически ли страны нарушали права человека при оценке иностранной помощи в области безопасности, выделяемой в соответствии со статьей 502B (а) (4) Закона об иностранной помощи 1961 года;

- Включить факты злоупотребления властью в чрезвычайных ситуациях в ежегодные отчеты Государственного департамента по правам человека и сделать обязательным проведение ежегодных слушаний в Конгрессе по вопросам финансирования и результатов этих отчетов.

- Если этот законопроект будет принят и распространяется на Азербайджан, не окажет ли он более негативного влияния на азербайджано-американские отношения? Не приведет ли это к более тесному сближению между Азербайджаном и Россией?

- Во-первых, это сократит язык и усложнит лоббистам, которые призывают администрации США закрывать глаза на права человека  ради  энегетики и других интересов в их отношениях с такими странами, как Азербайджан, независимо от того, кто находится в Белом доме, тем самым они будут вынуждать Государственный департамент фактически нарушать закон, который будет принят Конгрессом.

В то же время это открывает новое окно для укрепления сотрудничества между Вашингтоном и Баку в решении вопросов прав человека. К сожалению, правительство Азербайджана давно избегало прямого диалога с США по правам человека. Однако такой диалог существует в рамках инициативы «Восточное партнерство» между Азербайджаном и соответствующими органами Европейского Союза. Например, посольства США и Европы были вовлечены в содействие диалогу между политическими силами в Грузии. Правительство Грузии не только не мешает этому, но и является активным участником процесса. В то же время Тбилиси более прагматично подходит к ежегодным докладам Госдепартамента по правам человека, а также к призывам местных и международных правозащитных организаций, работающих на местах. Правительство Азербайджана может также воспользоваться опытом соседних стран в этом направлении, проявив политическую волю.

Конечно, возвращение Азербайджана в московскую орбиту - это не выход. Это может превратить страну в вассала и станет началом нашей следующей трагедии. Отстранение от западных союзников приведет к изоляции Азербайджана в регионе. Страшно быть одному, но также страшно чувствовать себя отчужденным от друзей. Было бы лучше, если бы чиновники в Баку не поставили страну между плохим  выбором и худшим выбором. Правильный путь - обновить дипломатическое творчество и диалог с партнерами.

Я понимаю, что правительство Азербайджана пытается диктовать свою позицию по определенным вопросам, в том числе по внутренней политике. Но дипломатия также означает прислушиваться к другой стороне. Изложите свою позицию, но слушайте тех, кто перед вами. В свое время госсекретарь США Колин Пауэлл сказал, что вам нужно поддерживать отношения с другими, чтобы вы могли работать вместе в трудную минуту. Теперь этот момент настал. Чтобы лучше узнать страну, достаточно знать, как она управлялась во время кризиса.

- Кстати, на прошлой неделе Соединенные Штаты продлили отказ от реализации 907-й поправки к Закону О поддержке свободы. Почему этот период продлевается каждый раз? Нельзя ли сократить жизнь этой поправки?

- Начнем с того, что замораживание 907-й поправки было упущено в первые два года правления Трампа, и, таким образом, военные отношения между США и Азербайджаном вернулись к 2001 году. В прошлом месяце администрация продлила отказ во второй раз. Это хороший знак. К сожалению, единовременная отмена поправки невозможна, поскольку законы в Соединенных Штатах нелегко отменять. В разговоре со мной в Вашингтоне официальные лица в шутку, полусерьезно говорят, что окончательная отправка   907-ой поправки в архив истории - более сложный процесс, чем поиск решения карабахской проблемы. Особенно с учетом того, что в настоящее время эффект от этой поправки практически отсутствует.

- В целом, как вы оцениваете нынешние американо-азербайджанские отношения? Есть ли изменения к лучшему? Или что обе стороны должны сделать для дальнейшего улучшения отношений?

- Это широкий вопрос, но я постараюсь дать короткий ответ. США не хотят терять Азербайджан, это понятно. Отношения более глубокие, чем когда-либо, хотя они осуществляются за счет «шуток» над официальными лицами Баку и ненадежны в долгосрочной перспективе. Вызывает беспокойство тот факт, что азербайджанские чиновники не только игнорируют сообщения Вашингтона о правах человека, но и пытаются дискредитировать американские институты, работающие в этом направлении, руками лоббистов в Вашингтоне. Это неприемлемо. Дипломатия заключается не только в том, чтобы говорить правильные вещи и делать правильный шаг, но и в том, чтобы избегать неправильных слов и действий.

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей