Последнее обновление

(5 часов назад)
Açıq mənbələrdən foto

Açıq mənbələrdən foto

Это заявление  Лаврова было озвучено 21 апреля  в Москве на круглом столе Клуба поддержки публичной дипломатии.   

"Есть «Мадридские принципы», а также документы, которые готовились Российской Федерацией в 2010-2011 гг. - т.н. «Казанский документ». Есть проекты, которые были распространены год назад на встрече министров иностранных дел России, Армении, Азербайджана с участием сопредседателей в Москве.  Они сейчас активно обсуждаются. Эти документы предполагают продвижение к урегулированию на основе поэтапного подхода, предусматривая на первом этапе решение наиболее актуальных проблем - освобождение ряда районов вокруг Нагорного Карабаха и разблокирование транспортных, экономических и прочих коммуникаций.  Убежден, что, когда мы придем к решению о подписании этих документов, это будет важнейший шаг в выполнении резолюций Совета Безопасности ООН", сказал он.

Фактически Лавров не произнес ничего нового и ничего крамольного, что могло бы вызвать острую реакцию сторон конфликта, и особенно в Армении. Эта тема в Ереване была использована противниками премьера Пашиняна, и стала очередным элементом внутриполитической борьбы. Азербайджанская сторона более сдержано отреагировала на событие и ее ответ был не столько Лаврову, сколько интерпретациям армянской стороны.  

"Лавров  не сказал ничего нового и революционного, а повторил только одну из позиций Минских принципов, на основании которых уже много лет ведутся переговоры. Можно расходиться", -  реагировал на выступление Лаврова азербайджанский историк и публицист Эльдар Гинесли.

В конце концов министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян был вынужден успокаивать страсти в парламентской комиссии по внешним связям Армении, где 4 мая он сказал, что  важно сформировать план, где обязательства сторон будут сбалансированы. «Решение же, при котором одна из сторон идет на ослабление своих позиций, а другая их сохраняет, невозможно».

Ранее МИДы двух стран изложили свои главные не стыкующие позиции. Армения не видит НК в составе Азербайджана, а последний -  вне пределов своей территории.

Последний раз сопредседатели Минской группы ОБСЕ по НК обнародовали  свое видение поэтапного плана 1 марта 2019 года накануне встречи президента Алиева и премьера Пашиняна 29 марта в Вене. Фактически это была платформа для продолжения дальнейших переговоров.

Суть  позиции сопредседателей была сформулирована следующим  образом: "Ссылаясь на некоторые противоречивые недавние публичные заявления по существу процесса Минской группы, сопредседатели подтверждают, что справедливое и прочное урегулирование должно основываться на основных принципах Хельсинкского заключительного акта, включая, в частности, I)неприменение или угрозу силы, II)территориальной целостности и III)равных прав и самоопределения народов. B него также должны быть включены дополнительные элементы, предложенные президентами стран-сопредседателей в 2009-2012 годах, в том числе: 1)возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана; 2)временный статус Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления; 3)коридор, соединяющий Армению с Нагорным Карабахом; 4)будущее определение окончательного правового статуса Нагорного Карабаха посредством юридически обязательного выражения воли; 5)право всех внутренне перемещенных лиц и беженцев на возвращение в свои прежние места жительства; 6)международные гарантии безопасности, которые будут включать миротворческую операцию.

Сопредседатели подчеркивают свою точку зрения о том, что эти принципы и элементы должны быть основой любого справедливого и прочного урегулирования конфликта и должны рассматриваться как единое целое. Любая попытка поставить одни принципы или элементы над другими сделает невозможным достижение сбалансированного решения".

К 20-летию заключения перемирия между Азербайджаном и Арменией  7  мая 2014 года  американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик обнародовал обновленные   предложения  по поэтапному урегулированию  армяно-азербайджанского конфликта из 6 пунктов, подготовленные с участием российского и французского коллег.  Новая инициатива внесла корректировки в «обновленные мадридские принципы» и сблизила возможные компромиссы сторон.  Положительным компромиссным моментом можно считать то, что будущий статус Нагорного Карабаха должен будет решаться путем согласованного между Азербайджаном и Арменией волеизлияния, что дает возможность сбалансированного подхода к проблеме не только в будущем, но и по ходу всего процесса восстановления доверия.

Страны-сопредседатели полагают, что выход из патовой ситуации возможен на основе дальнейшего смягчения позиций конфликтующих сторон и их готовности к новым компромиссам. На деле фактически речь идет о смягчении и компромиссном переосмыслении самих основополагающих принципов (права наций на самоопределение и территориальной целостности государства), с целью обеспечения их реального согласования. То есть, Армении внушается необходимость ограничения принципа права нации на самоопределение определенными, пусть хотя бы формальными рамками территориальной целостности Азербайджана. А Азербайджану навязывается неизбежность заметного ограничения суверенитета в "самоопределяющейся зоне", но при формальном сохранении территориальной целостности государства и при условии поэтапного  освобождения оккупированных Арменией районов.

С того времени переговорный процесс вращается вокруг этих предложений пакета поэтапного урегулирования. И как видно ничего нового в подходах сторон нет. Позиции те же. И все многочасовые переговоры нацелены на то, как соединить два взаимоисключающих принципа, препятствующих урегулированию 30-летнего конфликта: право наций на самоопределение и   территориальной целостности.

Другое дело, что переговорный процесс на всем его протяжении не раз становился разменной монетой   во внутриполитической и внешнеполитической борьбе. Инсинуации и домысливания по поводу поэтапного урегулирования поднимали бурю в «карабахском стакане» не раз. Например, 22 июня 2016 года  заявление завотдела по международным вопросам Аппарата президента Азербайджана  Новруза Мамедова о том, что   20 июня  в ходе встречи президентов Азербайджана, Армении и России в Санкт-Петербурге достигнута принципиальная договоренность о поэтапном урегулировании Карабахского конфликта, была воспринята как сенсационная новость. Особенно в той части заявления Новрузова, когда сначала территории потом статус. В ответ глава МИД Армении Эдвард Налбандян заявил, что сначала признание Азербайджаном права народа Нагорного Карабаха на самоопределение и его реализацию, а затем территории.

Но надо отметить, что в конце 90-х годов стороны были как никогда близки к развязке карабахского узла.  После Лиссабонского саммита ОБСЕ 2-3 декабря 1996 года официальный Баку  заявил о скором начале поэтапного процесса урегулирования. 26 сентября 1997 года президент Левон Тер-Петросян также высказался открыто в поддержку поэтапного подхода, что  привело  «дворцовому перевороту», не без участия внешних сил, и его отставке.

Нельзя исключать, что история может повториться уже в другой ситуации и с другими персонажами. И буря в «карабахском стакане» может служить предостережением от этого.

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей