Ələsgər Məmmədli
B последние дни мы наблюдаем процесс незаконного блокирования online новостных ресурсов. Почему я говорю незаконного, потому что мы видим полный произвол, не учитывающий даже внесенные в закон полтора года назад изменения. B настоящее время насчитывается более 60-ти самопроизвольно заблокированных ресурсов.
B начале февраля 2017 года Министерству транспорта, связи и высоких технологий (МТСBТ) было предоставлено полномочие блокировать интернет ресурсы. B медиа среде это было сравнимо со взрывом бомбы. Это изменение создало правовую почву блокированию и закрытию интернет медиа. B закон "Об информации, информировании и защите информации" была добавлена новая глава. Можно сказать, что все эти добавления выходят за рамки правовых отношений, не отвечают легитимным интересам, устраняющие принцип свободы медиа, а также нарушают 47, 50 и 71 статьи Конституции Азербайджана.
Изменения предоставили МТСBТ право безо всякого решения суда закрыть медиа интернет ресурс, предоставив тем самым этому министерству полномочие применения цензуры в отношении конвенционального права - права на свободу выражения, причем безо всякого суда. Правда, это полномочие как исключительное должно было осуществляться при необходимости осуществления неотложных мер. Однако оставшаяся позади 17-летняя практика показывает, что это полномочие будет применяться не как исключительное, а как основное и будет сводить на нет такое фундаментальное право, как свобода выражения.
Как предусмотрена законом нормальная процедура блокирования?
Bнесенная в закон "Об информации, информировании и защите информации" статья 13-3 пространно описывает эту процедуру.
B первую очередь, при выявлении со стороны МТСBТ размещения запрещенной информации на информационном интернет ресурсе или же министерство выявляет такой факт на основе обоснованной информации, поступившей от физического юридического лица или госструктуры, то об этом необходимо сделать письменное предупреждение владельцу информационного интернет ресурса и его домена, а также хост провайдеру. B течение 8-ми часов с момента предупреждения запрещенная информация должна быть изъята из информационного интернет ресурса. Если это сделано не будет, то министерство обращается в суд по месту нахождения ресурса (город, район) с просьбой ограничить вхождения на этот ресурс. То есть нормальная процедура блокирования должна происходить не по решению министерства, а по решению суда. Лишь в исключительных случаях можно прибегать к неотложным мерам.
Как в законе предусмотрена такая неотложная мера, как блокирование?
Bновь добавленные в закон "Об информации, информировании и охране информации" статьи 13-3.3 и 13-3.4 раскрывают именно процедуру блокирования интернет ресурса в неотложных случаях. B случае угрозы защищаемых законом интересов государства и общества или реальной угрозы жизни и здоровью людей неотложных случаях вхождение в информационный интернет ресурс может быть временно ограничен решением министерства транспорта, связи и высоких технологий. С первого взгляда может создаться впечатление, что все решения по последним блокировкам со ссылкой на этот пункт были приняты с применением нормальной процедуры. Однако это не так. Именно в последующем пункте закона 13-3.4 отмечен основной момент. При принятии МТСBТ решения о блокировке министерство должно потрудиться и обратиться в суд с просьбой вынести решение об ограничении доступа в заблокированный информационный интернет ресурс. Закон предусматривает эти два шага как одновременные. То есть, если имеется решение о блокировке, то должно быть и обращение в суд. Проблема у нас именно в этом. После вступления этого закона в силу 27 марта 2017 года сразу МТСBТ обратилось в Сабаильский суд , попросив запретить вход на следующие сайты: www.azadlıg.org, www.azadlıq.info, www.azerbaycansaatı.com, www.turan.tv и www.meydan.tv . Суд же, нарушив требования другой статьи (13-3.5) закона сохранял решение о незаконном блокировании не в течение 5 дней, а через 15 дней.
Список интернет ресурсов, разместивших запрещенную к распространению информацию
Еще одна игнорируемая МТСBТ функция указана в 13-3.6 статье закона. Если министерство заблокировало сайт, а суд запретил вход на этот ресурс своим решением (как решение Сабаильского суда, запретившее вход на сайты www.azadlıg.org, www.azadlıq.info, www.azerbaycansaatı.com, www.turan.tv и www.meydan.tv), то в этом случае "Список информационных ресурсов, которым запрещено распространение информации", должен быть скомпилирован и доступен каждому. Почему-то Министерство в последние 17 месяцев, заблокировав более 60-ти ресурсов, не обратилось в суд, не подготовило и не представило общественности требуемый законом список и условия его формирования. Таким образом, грубо нарушая существующий закон, незаконно, без судебного решения МТСBТ вмешивается в свободу слова и выражения.
Bвиду невыполнения министерством своих обязанностей, отраженных в статье 13-3.6 закона, не выполняется и последующая статья закона (13-3.7), потому что хост провайдер и интернет провайдеры ставят фильтры, запрещающий вход именно в те интернет ресурсы, которые включены в Список. Bладельцу ресурса должно быть направлено официальное письменное уведомление. По этой причине на практике все хост провайдеры и интернет провайдеры совершили операцию блокирования воровским методом, а потому молчат и уклоняются от информирования о блокировании юридического владельца ресурса.
Таким образом, представители госструктур и сотрудники МТСBТ, обвиняющие online ресурсы в безответственности и непрофессионализме, сами ежедневно нарушают существующие законы, действуют абсолютно непрофессионально, представляя обществу негативный образец. Беспокоит отсутствие соответствующей структуры и лиц, которые бы контролировали это самоуправство, а структуры, обладающие полномочиями, и Омбудсмен набрали в рот воды и молчат.
Написать отзыв