prezident.az
А.Оруджлу: Единственной страной, где азербайджанцы не могут добиться успеха – это Азербайджан
***
***
- Арастун бей, в стране что-то происходит. Президент утвердил новую структуру Администрации президента и Кабмина. Многие лица, занимавшие значимые должности, были отстранены. Парламент самораспустился. Что по-вашему происходит? И с чем это связан
- Есть мнения, что все это происходит для того, чтобы открыть Мехрибан Алиевой путь к власти. Насколько это соответствует правде?
- Наверное, это мнение вовсе не лишено основания, в особенности предпринятые в течение последних полутора лет последовательные шаги, которые многим дают основание думать так. Поводом для того, чтобы думать именно так является то, что в последние дни некоторые из членов аппарата Мехрибан Алиевой переведены в Администрацию президента. Однако и здесь есть несколько вопросов, ответы на которые не вполне ясны. Во-первых, Ильхам Алиев всего полтора года как исполняет свои президентские полномочия. Какова необходимость его замены Мехрибан Алиевой? Во-вторых, Мехрибан Алиева итак является вторым лицом в государстве, ее команда в достаточной мере представлена в структурах власти. В таком случае, насколько рациональным с точки зрения защиты безопасности власти выглядит выведение в настоящее время на первый план Мехрибан Алиевой, которая при возникновении необходимости должна заменить Ильхама Алиева? Иными словами, если и первая, и вторая позиция находятся в одних руках, то насколько целесообразно и логично будет делить или менять эти руки, увеличивая таким образом, существующие риски? Естественно, я не исключаю моменты, которые мы не знаем, но здесь имеется несколько неясных деталей, они серьезно осложняют выдвижение обоснованных суждений и анализа. К примеру, почему Россия столь легко «жертвует» столь большой и организованной командой, которая была к ней так лояльна? Или может для защиты от каких-то неизбежных опасностей временно передвигает их на задний план? Ведь Москва очень хорошо понимает, что в отличие от верной ей «старой гвардии» связи алиевых более универсальны и всеобъемлюще. То есть здесь речь идет не только о связях с Россией. И наконец, вступление на должность президента Мехрибан Алиевой означает смену существовавшей в течение последних 50-ти лет и пустившей глубокие корни иерархии. У этого может быть как много положительного, так и отрицательного. Все эти и другие озвученные мною неясные моменты не дают возможности ответить на ваш вопрос однозначно.
- На протяжении долгих лет идут разговоры о группировках внутри власти. К примеру, говорят, что за одной из этих группировок стоят власти России. Однако мы видим смещения с влиятельных должностей лиц, которые предположительно входили в эти группировки. Все это происходит с согласия России?
- На этот ваш вопрос я уже частично ответил выше. К сказанному добавлю, если вся эта трансформация происходит с согласия и поддержки России, тогда мы вынуждены рассматривать это как составную часть плана по укреплению России в регионе. Думать так позволяет также синхронность происходящих в Азербайджане изменений и противостояние власти и оппозиции (России и Запада) в Грузии. В таком случае возникает другой вопрос – чего хочет Россия от Азербайджана? Полагаю, что в первую очередь это связано с географическим положением Азербайджана, который располагается на перекрестке двух важных коридоров, тянущихся с Севера на Юг и с Востока на Запад. А это, наряду со значением страны в геополитической борьбе за транспортно-коммуникационные каналы, увеличивает для нее риски и угрозы. Нынешняя геополитическая борьба отличается от той, которая была 10-15 лет назад не только форматом, но и методами и целями. Выходит, что и риски больше прежних. Россия, будучи одной из трех участвующих в этой борьбе стран, считающая себя обладательницей исключительных полномочий на пространстве СНГ, пытается усилить свой контроль над всеми этими территориями. Все происходящее сегодня в Грузии, полагаю, является составной частью Российского плана, связанного напрямую с регионом Каспий-Черное море. Достаточно проследить за происходящим вокруг строительства порта Анаклиа на Грузинском побережье Черного моря. В этом смысле совсем не случайно, что в течение 30-ти лет территориально-этнические конфликты в регионе не нашли своего решения, потому что их замораживание создает удобные условия для полного управления сторонами–участниками конфликтов. Похоже, что поэтому Россия пытается применить принятую в 90-х годах относительно конфликтов в Грузии модель к Карабахскому конфликту. Иными словами, Россия на фоне каких-то уступок стремится разместить в регионе конфликта свои вооруженные силы в статусе миротворцев. Такие попытки были в мае 1994 года, однако в то время Гейдар Алиев, использовав нефтяной фактор, при поддержке Запада смог предотвратить это. Для нас это было бы не просто потеря территорий, но и ограничение суверенитета. Надеюсь, что этого не произойдет, но в то же время не исключаю, что Москва на это нацелена. Такой шаг ни в каком случае популярным у населения не будет, поэтому предпринявший такой шаг глава государства может поставить свою власть под угрозу. Ильхам Алиев за 16 лет не сделал этот шаг и надеюсь, что этого не произойдет и в будущем. Но для того, чтобы этого не произошло, нужно активизировать и оздоровить отношения с Западом. В этом возникла необходимость, как никогда.
- В последнее время мы становимся свидетелями негативных заявлений президента в адрес Запада, Европы. Однако все это Запад встречает молчанием. Что происходит? Может власть договорилась не только с Россией, но и с Европой?
- Как я только что отметил, в отношениях Азербайджана с Западом чувствуется значительная напряженность, это делает нас уязвимыми, оставляя страну в одиночестве. Следует добавить, что сегодня само понятие Запад значительно отличается от прежнего. То есть США и Европа не должны рассматриваться как единый лагерь. Поэтому отношения с каждой из двух сторон должны рассматриваться по-отдельности. И в этом на самом деле есть необходимость. К примеру, в ходе визита двух азербайджанских министров в Вашингтон, совершенных в последнее время, возникли некоторые технические проблемы, не было оказано внимание их визиту на должном уровне. Это говорит о необходимости нового взгляда и подхода к Азербайджано-Американским отношениям. С другой стороны, отношения Азербайджана с Европой должны переходить в другую плоскость. Однако для этого, в первую очередь, должна быть подготовлена новая многовекторная внешнеполитическая стратегия, а также создан мобильный дипломатический корпус для реализации этой стратегии. К сожалению, последние изменения пока не коснулись МИД, хотя необходимость в этом большая. Эльмара Мамедъярова часто подвергают критике за то, что он не свободно владеет государственным языком. Однако, честно говоря, я не могу его понять даже, когда он говорит на английском. Дипломатия же, в первую очередь, требует ясной, чистой речи и гибкого ума. Безусловно, что главные дипломаты должны глубоко знать политические процессы. Что касается молчания Запада, думаю, здесь имеется какая-то договоренность. Тактика Запада такова: Запад никогда ни на какое событие не реагирует быстро и импульсивно, глубоко изучает вопрос и не торопится, зная, что под рукой у него имеется достаточно действенных средств и умеет их четко и эффективно использовать.
- И каков же будет у всего этого итог? Куда Азербайджан идет? Куда приведут страну эти изменения, эта политика?
- На этот вопрос есть два возможных ответа: желаемое и реальное. К сожалению, в большинстве случаев они не совпадают. Если говорить о результатах, то сегодняшний день и будущее надо рассматривать параллельно. В стране безотлагательно необходимо начинать реформы, в особенности, экономические, поскольку времени уже не осталось. Азербайджан по показателю экономического роста на пространстве СНГ занимает последние места, и ожидаемая глобальная экономическая рецессия может привести к тяжелым для нас последствиям.
Полагаю, что, в первую очередь, следует либерализовать рынок, а все факторы, мешающие свободной экономической деятельности, необходимо устранить. В Азербайджане действует грабительская таможенная система. Если эта система не будет разрушена полностью, а вместо нее не будет создана адекватная, осуществляющая прозрачную деятельность на основе таможенных пошлин новая структура, никакие экономические реформы не дадут эффекта. В особенности, если от работы не будет отстранена укоренившаяся в этой системе, коррумпированная армия чиновников высшего эшелона. Возникла необходимость в беспощадной борьбе против вмешательства государственных и правительственных органов в экономику. Чиновников и официальных лиц, занимающихся предпринимательством, необходимо поставить перед выбором, потому как обе эти деятельности приводят к столкновению интересов. От этого теряет и государство, и его экономика, а также предприниматели. Если эти меры будут предприняты, то все остальное сделают сами люди. Азербайджанцы могут работать, даже при самых сложных обстоятельствах, они могут добиваться экономических успехов. Однако, как бы это парадоксально ни выглядело, существует одна истина: единственная страна, где азербайджанцы не могут добиться успеха – это Азербайджан. И причины этого, полагаю, всем известны. Предстоящий год поистине будет тяжелым, не исключено, что цены на нефть резко упадут, поэтому в развитие ненефтяного сектора должны быть привлечены крупные инвестиции. Процентная ставка предпринимательских кредитов должна быть снижена до приемлемого в бизнес условиях уровня. Все это, полагаю, является неотложными мерами. Есть такое выражение, что на человеческое сознание больше изображений на ТВ экране влияет содержимое холодильника. И в этом смысле любые неподкрепленные экономически популистские и декоративные меры эффекта не дадут. Естественно, кроме обратного эффекта. И в этом смысле на стороне того, кто изменит ситуацию в холодильнике, будут и общественное мнение, и общественная поддержка. Однако для реализации всего этого, в первую очередь, неизбежны глубокие юридические реформы, в том числе и судебные. А самое главное, требуется политическая воля и решительность. В этом смысле формирование молчаливого и покорного парламента может стать основанием лишь для временного успокоения. Имитация реформ даст возможность запастись каким-то временем, по завершении которого существующие проблемы возвратятся на повестку дня в еще более резкой и масштабной форме. Кто предпримет все эти шаги для простого гражданина значения не имеет. Его интересует улучшение его благосостояния и облегчение его повседневной жизни.
Написать отзыв