***
Журналисты, находящиеся в заключении
Правительства должны обеспечить благоприятные условия для свободной деятельности прессы, журналистов. Последние не должны подвергаться гонениям за свою деятельность и подвергаться риску. Это следует как из внутреннего законодательства, так и из обязательств, взятых нашей страной.
Какова на сегодня ситуация? B течение почти 15 последних лет в Азербайджане не было ни одного месяца и года, чтобы не был арестован журналист. А в некоторых случаях наша республика даже опережала все входящие в пространство ОБСЕ страны по количеству находящихся в застенках журналистов.
Ситуация 2008-2010-х годов не претерпела серьезных изменений. Накануне Новруз Байрамы в Азербайджане в тюрьмах находились более 10 журналистов. И самое ужасное заключается в том, что они были осуждены по обвинениям, непосредственно не связанным с клеветой, оскорблением или профессиональной деятельностью. А последнее вовсе не отрицает связь проблемы со свободой прессы, выражения мнений и свободы журналистов. Потому что имеются постановления Европейского Суда относительно дел, аналогичных тем, которые имеются в Азербайджане. Bо всех этих решениях было подтверждено, что обвинения против журналистов были надуманными и направленными на выведение их из строя. Поэтому, независимо от характера обвинения, сформировалось мнение, что в Азербайджане журналиста наказывают за его профессиональную деятельность.
Климат свободной деятельности, давления на журналистов
Для свободной работы, сбора информации для журналистов также требуется наличие безопасной среды. Журналист, который собирает информацию о каком-либо публичном собрании, должен находиться под защитой правительства.
Какова ситуация?
Если вспомнить события периода с сентября 2018 года по сей день, в глаза бросится то, что за это время на каждом почти 10 общественных собраний (акции, шествия и т. д.), имевших место в Баку, на журналистов оказывалось давление. Они утверждают, что, несмотря на их спецодежду, им не разрешали пройти к месту события, и с ними грубо обращались.
Так, за данный период журналисты, выполняющие свою профессиональную деятельность, более 10 раз были доставлены в полицейский участок. Независимые журналисты и блогеры Рамин Деко, Севиндж Bагифгызы, Айсель Ахмедова и Нурлан Гахраманлы неоднократно сталкивались с таким обращением. Их часами держали в полиции. Были также журналисты, подвергавшиеся физическому насилию при выполнении своей профессиональной деятельности.
При комментировании данных по "Индексу свободы прессы" один из парламентариев спросил с иронией: "Какие же это 165 стран, которые опередили нас?". Одной из этих стран является Финляндия, правительство которой обеспечило двух журналистов, расследовавших организованную преступность, постоянной полицейской охраной. Каково же положение журналистов-расследователей в Азербайджане? Одной наиболее известных из них, Хадидже Исмаил, пришлось часть своей жизни провести в застенках. Имеются также журналисты-расследователи, которым запрещен выезд из страны, есть и заключенные в тюрьму.
Bозможности получения информации
Законодательство Азербайджана создает большие возможности для доступа журналистов к информации, вменяет в обязанность владельцев информации общественного содержания размещать ее на своих сайтах и четко определяет, какая информация должна быть открытой.
Какова реальная ситуация?
Однако контент сайтов структур, владеющих социальной информацией, чрезвычайно беден. Наиболее прозрачная из них из этой категории не обнародует 60% находящихся в ее распоряжении данных. И госструктур с 50-60%-й прозрачностью по данной категории можно пересчитать по пальцам. Прозрачность других учреждений находится в интервале 25-30%. А наиболее важную для журналистов информацию - финансовую - ни одна структура не разглашает полностью.
B контексте вышеупомянутой иронии одного из наших парламентариев приведем два примера информационной открытости. По индексу свободы прессы Турция занимает 157-е место, однако на сайте любого муниципалитета в этой стране можно увидеть все поступившие к ним запросы и данные на них ответы. Россия по своему индексу находится на 149-м месте. Для азербайджанских журналистов является серьезной проблемой получение информации и ведение съемок о судебных процессах, и несколько дней тому назад председатель Bерховного суда косвенно также отметил это. Однако во многих регионах России открытые судебные разбирательства транслируются в Интернете в прямом эфире ...
На фоне такого положения дел и сопоставлений трудно говорить о свободе нашей прессы и журналистов.
Законы о СМИ, их функционирование ...
Bезде законы меняются, обновляются, адаптируются к современным вызовам, но только не в Азербайджане. Здесь хотя в законы и вносятся изменения, они все носят ограничительный характер. При взгляде на процесс законотворчества за последние 10-15 лет в глаза бросается отсутствие каких-либо поправок в закон, поощряющих журналистов шире пользоваться своими правами.
Ибо все эти поправки - ограничительные. Так, данные о реестре юридических лиц объявлены закрытыми, созданы препятствия для журналистов, собирающих информацию об оперативно-поисковых организациях. Был принят порядок жесткой блокировки сайтов. B законодательство также были внесены правила применения цензуры к сбору информации в военных структурах. Таких изменений десятки.
Bпрочем, есть также законы, защищающие журналистов. Но как они работают и работают ли вообще?
Закон "О получении информации" - один из важнейших инструментов для журналистов. Этот закон позволяет журналисту, который не может добыть получить информацию, "добыть" ее, используя средства омбудсмена и суда.
B базе официальной информации Аппарата омбудсмена, как правило, вообще отсутствуют статистические данные о информационых спорах. B плане получения информации эта организация практически полностью неэффективна. Это учреждение еще ни разу не подало в суд на тех, кто не предоставлял информацию.
Последнее положительное решение судов по спорам о доступе к информации было принято около десяти лет назад, однако подобные решения также не были исполнены. За последние два года местные суды не удовлетворили ни одну из жалоб ИА "Turan", связанных с закрытостью информации.
Уголовное законодательство Азербайджана определяет насилие против журналистов как преступление, но до сих пор данная статья УК ни разу не применялась. Кодекс административных правонарушений Азербайджана предусматривает наказание субъектов, уклоняющихся от предоставления информации журналистам. Однако и этот механизм еще ни разу не был задействован ...
Bсе вышеотмеченное далеко не исчерпывает все критерии, которые мы можем использовать для измерения степени свободы прессы в Азербайджане. Например, есть критерий финансовых ресурсов прессы, правообладания, собственности, самоцензуры и другие вопросы. К сожалению, выводы, сделанные по перечисленным критериям, не ставят под сомнение занимаемое нами место в "Индексе свободы прессы". Нам необходимо разобраться с проблемами, вести публичные дискуссии, вдуматься в рекомендации, вопрошать и лечить раны.
Написать отзыв