prepona.info
Решительно все напряженно ожидали результаты парламентских выборов в Армении (20.06), и их итоги всех поразили: «Гражданский договор» набрал 54%, оппонирующий блок Р. Кочаряна всего 21% голосов. Можно подумать, что Армения проголосовала за мир, но ситуация во многом объясняется безысходностью избирателей, и следует внимательно следить за воинственным меньшинством в парламенте. 8 июля Н. Пашинян совершил свой первый зарубежный рабочий визит в Москву, в ходе которого В.Путин особо подчеркнул, что «победившая сторона обладает доверием народа, позволяющим эффективно работать».
Госсекретарь США Энтони Блинкен (16.07) провел телефонные переговоры с Н. Пашиняном, подчеркнув, что Вашингтон поддерживает процесс МГ ОБСЕ, направленный на прочное политическое урегулирование нагорно-карабахского конфликта, и призвал Армению к конструктивному взаимодействию по этой линии. Была особо подчеркнута необходимость разработки четкой повестки дня мирного процесса, которая позволит найти прочное и долгосрочное решение вопроса. Посол Франции в Армении Джонатан Лакот заявил, что карабахский конфликт не урегулирован, а потому нормализация возможна только после окончательного определения статуса Нагорного Карабаха».
В регион конфликта направился председатель ЕС, чтобы понять, какую конструктивную роль может сыграть Брюссель для поддержки МГ ОБСЕ.
По оценке Станислава Тарасова (16.07), Россия не исключает возможности изменения формата МГ ОБСЕ по Нагорному Карабаху, считая, что политический ресурс США и Франции на этом направлении еще не исчерпан, однако затрудняется в определении будущего этой группы. При этом российский политолог не исключает варианта, при котором будет запущен в действие сценарий двух- или, скорее, трехсторонних (АР, РА, РФ) переговоров, при которых «надобность в деятельности МГ в ее прежнем формате отпадет в силу появления новых факторов урегулирования». Москва по-прежнему считает обсуждение статуса Нагорного Карабаха «несвоевременным». Как видно, для основных внешних игроков конфликт отнюдь не исчерпан, и именно в этом ракурсе следует рассматривать решение послов России, США, Франции и Германии отвергнуть предложение Азербайджана посетить Шушу.
Выстраиваются проблемы предстоящего будущего: следует ли ожидать прямых (или при посредничестве РФ) переговоров лидеров Армении и Азербайджана по восстановлению экономических и транспортных связей на Южном Кавказе и подписания Ереваном и Баку мирного соглашения? Председатель парламентской комиссии по внешним отношениям Армении Рубен Рубинян (01.07) назвал признание статуса Нагорного Карабаха условием для подписания мирного соглашения с Азербайджаном, а ранее Н. Пашинян назвал международное признание НКР абсолютным приоритетом.
Между тем пришла в движение хрупкая ситуация перемирия: конфликт на армяно-азербайджанской границе обострился с середины мая. Армения утверждает, что азербайджанские военные с 13 мая находятся на территории Сюникской и Гегаркуникской областей. Власти Азербайджана настаивают, что пограничники лишь поменяли дислокацию, оставаясь в пределах Лачинского и Кельбаджарского районов.
14 июля минобороны Азербайджана сообщило о двух случаях обстрелов азербайджанских позиций около города Шуша. По данным ведомства, стрельбу вели из пулеметов и автоматов «незаконные армянские вооруженные отряды» с той части территории Азербайджана, где временно размещены российские миротворцы. Армения опровергла заявление Азербайджана об обстреле.
Армения и Азербайджан систематически обмениваются обвинениями в обстрелах на границах соприкосновения. Так, Баку сообщил, что днем 15 июля подразделения вооруженных сил Армении обстреляли из стрелкового оружия позиции азербайджанской армии в направлении села Юхары Айрым Кельбаджарского района. Ереван сообщает, что подразделения ВС Азербайджана в районе Ерасха утром 14 июля попытались провести инженерные работы для продвижения позиций, армянская сторона предприняла ряд мер, чтобы вынудить противника прекратить эти действия. Азербайджанские военные открыли прицельный огонь по армянским позициям, в результате убит армянский военнослужащий.
Военный эксперт Давид Арутюнов отмечает, что на приграничных участках Нахчыван-Ерасх нет российского присутствия, и Азербайджан хочет создать новую точку эскалации.
«Позиция властей Азербайджана показывает, что они не хотят разблокировать региональные коммуникации, и намерены держать Армению в блокаде. Вопреки миролюбивым заявлениям, Баку делает все, чтобы сорвать мирные процессы в регионе, при этом сами же распространяют заявления о том, что Армения и Арцах якобы против мира и определения границ» - заявил и. о. премьер-министра Никол Пашинян (15.07.2021). Он считает, непонятными заявления Азербайджана о так называемом Зангезурском коридоре, никак не связанные с работой комиссии, а также с содержанием заявления лидеров трех стран от 11 января в Москве, где говорится о том, как должен реализовываться пункт 9 трехстороннего заявления от 9 ноября.
Между тем Азербайджан осваивает встречную игру: если Армения не признает территориальной целостности Азербайджана, то и официальный Баку ставит под сомнение нерушимость границ Армении. Азербайджан выдвигает ответное требование о возвращении своих исторических земель – президент АР И. Алиев – «у Азербайджана больше прав на Зангезур и Иреван, отошедших к Армении в начале предыдущего века, чем у Армении на Карабах». Президент Азербайджана, заявив (14.07) о неготовности Армении подписать мирный договор, считает эту позицию «большой ошибкой», поскольку конфликт с Арменией исчерпан, и страны должны признать территориальную целостность друг друга, начав работу по делимитации границы. 25 июня Алиев подписание мирного соглашения с Арменией назвал главным условием установления мира на Южном Кавказе.
Как видно, расширяется политика зеркальных ответов, сдержек и противовесов, встречных претензий при попытках дезавуировать «нейтральность» Парижа и изменить позицию Вашингтона.
1 июня заместитель премьер-министра Армении Мгер Григорян объявил, что комиссия по коммуникациям приостановила свою работу. Армения всегда была наименее активным участником рабочей группы, которая была создана 9 января, когда В. Путин принял в Москве И. Алиева и Н. Пашиняна, и все трое подписали соглашение о разблокировке транспортных коридоров.
Трехсторонняя рабочая группа по транспорту – единственное известное общественности официальное соглашение между Арменией и Азербайджаном после заявления о прекращении огня от 10 ноября, которое отражало главный стратегический приоритет Баку - транспортное сообщение между материковой частью Азербайджана и его анклавом Нахчыван через Армению.
Азербайджан сообщил, что группа провела всего четыре встречи, последняя из которых была видеоконференцией 1 марта. Между тем главный вопрос повестки дня группы - связь с Нахчываном - одна из болевых точек в отношениях между двумя сторонами.
Несогласие Еревана выражено из-за обозначения соединения – «коридором», а также из-за его маршрута. Умышленно или нет, но использование термина «коридор» предполагает некий суверенитет Азербайджана над маршрутом, который Ереван отвергает. В ответ поднимается проблема «Лачинского коридора», соединяющего Армению с Нагорным Карабахом. Любое возможное мирное соглашение между двумя сторонами, вероятно, будет предусматривать использование этого коридора Арменией, хотя точный характер того, кто будет контролировать дорогу и как, никогда не был окончательно определен.
Армения настаивает на альтернативном маршруте, отличном от того, который хочет Азербайджан (через Мегри). Ереван предпочитает восстановить железную дорогу советских времен через Иджеван на севере Армении и Газах в Азербайджане. Сообщается, что в начале мая М. Григорян готовился предложить этот маршрут трехсторонней рабочей группе. Но затем напряженность в отношениях между двумя сторонами начала резко возрастать после выдвижения азербайджанских войск вдоль южной границы с Арменией на территорию, которую Армения объявила своей. Напряженность на границе усугублялась проблемами армянских военнопленных и других задержанных (армяне утверждают, что их около 200), а также требованием Баку передать карты наземных мин, установленных в разное время армянами.
Процесс «коридоров» всегда был не прозрачным, и поэтому трудно судить по общедоступным свидетельствам, медлит ли Армения или просто не желает уступать противнику до тех пор, пока Москва не займет окончательную позицию. Алиев в феврале уже заложил фундамент железной дороги на азербайджанском участке предполагаемого маршрута Мегри, а в апреле пригрозил «открыть коридор силой», если Армения продолжит тянуть время. Из Баку также поступило предупреждение, что на действия Еревана Азербайджан может отреагировать закрытием Лачинского коридора.
Хотя создается впечатление, что мировые центры реальной политики вплотную занялись проблемой окончательного решения нагорно-карабахского конфликта, на самом деле, оно не соответствует действительности. Внимание мировых центров в настоящее время сосредоточено на Афганистане, растущее влияние в котором талибов превращается в основную проблему безопасности Москвы, Анкары, Вашингтона, Китая и Брюсселя. Наш «маленький» конфликт в очередной раз должен подождать разрешения более важных проблем, вопрос лишь в том, кто из его сторон и как использует назревающий миттельшпиль.
Написать отзыв