Последнее обновление

(1 день назад)
FAO

FAO

B целом, за последние две недели отравились более 140 хлопкоробов. Массовые отравления привели к возбуждению уголовного дела, а Генеральная прокуратура, Министерство сельского хозяйства и Государственное агентство продовольственной безопасности распространили информацию, в которой косвенно указали на вину компаний, занимающихся хлопководством.

Согласно заявлению, ответственные лица компаний не проводят с работниками необходимого инструктажа, привлекают их к работам на полях, не ожидая срока действия химических препаратов. Министр сельского хозяйства Инам Керимов также отметил ответственность хлопководческих компаний, однако добавил, что расследуется вопрос качества химических препаратов, использующихся на полях: "Предположительно, эти события могут произойти по причине плохого качества импортируемых препаратов либо не исполнения частными компаниями правил безопасности". Очевидно, верны оба предположения, так как с 1 июля импорт химических препаратов вместо Государственной службы фитосанитарного контроля будет осуществлять Госагентство продовольственной безопасности, начальник службы Гулиев Джамал уволен с занимаемой должности, а некоторые ответственные лица компаний, занимающихся производством хлопка, привлечены к уголовной ответственности.

Интересно, что ни одна официальная структура не упоминает названия химических препаратов, которые по всей вероятности привели к многократным массовым отравлениям людей. Учитывая нынешние реалии, стоит предположить, что лекарства были либо просрочены, либо и вовсе очень дешевы, старого поколения и запрещены к использованию.

Раньше в хлопководстве для борьбы с различными насекомыми и болезнями часто применялись различные пестициды. Только в 1989 году в Азербайджан было завезено более 40 тысяч тонн пестицидов и ядохимикатов 84 наименований. Тогда республика занимала первое место в бывшем СССР по применению пестицидов на гектар площади. После развала Советского союза огромные запасы пестицидов остались без контроля, в 1995 году произошло массовое падение скота в Уджарском районе, причиной которому послужило отравление устаревшими химикатами.

Однако технологии не стоят на месте и по утверждению заместителя директора Национального департамента по мониторингу окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Матанат Авазовой, борьба с вредителями на хлопковых полях посредством распыления пестицидов самолетами и нанесение вреда окружающей среде сегодня, немыслимы. По ее словам, после 80-х годов прошлого века применение опасных пестицидов было приостановлено на международном уровне: "Специалистами министерства в свое время была проведена инвентаризация пестицидов, которые затем перевезли в Джангинский могильник (полигон в Гобустанском административном районе в 53 километрах от Баку и в двух километрах от автомагистрали Баку-Шемаха у населенного пункта Джанги). Пестициды помещены в бункеры из бетонных плит, где они захоронены в скважинах". Авазова в заявлении журналистам подчеркнула, что сегодня различные препараты против болезней растений и вредителей создаются на биологической основе. "Конечно, они стоят дороже, но международные организации прекратили производство опасных пестицидов, и приходится приобретать современные препараты. B Минэкологии существует специальный список препаратов, которые запрещено применять в стране. Подписав ряд конвенций, Азербайджан взял на себя обязанности не применять опасные химические соединения. B отношении ввозимых в страну препаратов соблюдается очень жесткий контроль, и без экспертизы Минэкологии они применяться не будут", - сказала эксперт.

Однако она не преминула отметить, что мониторинг почв на наличие пестицидов не проводится по причине того, что опасные вещества не применяются, а кроме того, на вход на частные земли требуется специальное разрешение.

Если все так, как утверждала буквально несколько месяцев назад эксперт, отчего же тогда произошли массовые отравления нынешним летом?

Еще в далеком 2003 году Азербайджан ратифицировал Стокгольмскую конвенцию о стойких ядовитых веществах. Согласно конвенции, ряд пестицидов запрещен к применению в странах, подписавших ее. Однако, по утверждению некоторых экспертов, запасы пестицидов до сих пор находятся на территории Сальянского, Нефтчалинского, Джалилабадского, Агджабединского, Бейлаганского, Агдашского и ряда других районов. B числе запасов запрещенных пестицидов отмечаются ДДТ, гексахлоран, изофен, натриумпрофинат, хлорофос и др. По информации Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций, ежегодно в Азербайджан импортируется около 500 тонн пестицидов, а по данным ОБСЕ, часть из них является контрафактной.

Контрафактные пестициды опасны для жизни и здоровья фермеров, так как даже незначительные изменения их свойств могут в разы увеличить токсикологическое воздействие химиката на организм (краткосрочное и долгосрочное нарушение работы сердца, почек, печени, эндокринной системы, летальный исход), а также привести к острому отравлению. По сведениям организации, контрафактные пестициды не только ввозятся из-за рубежа, но и производятся во всех странах Южного Кавказа, включая Азербайджан.

Подобный бизнес приносит баснословную прибыль, и не исключено, что в недавних случаях отравления хлопкоробов не сыграл роль контрафактный пестицид. B пользу этой версии говорит и то, что при недавнем отравлении в Сабирабаде, по словам местных жителей, все правила безопасности были соблюдены. То есть, после распыления химикатов, на территорию вход разрешен только через 10 дней, однако, несмотря на то, что прошло 17 дней, хлопкоробы все же отравились.

B 2017 году была принята Государственная программа по развитию хлопководства. По официальным данным для развития отрасли было закуплено около 500 хлопкоуборочных комбайнов, в стране начали производить тракторы и другую специальную технику. По словам президента Ильхама Алиева, с 2017 года Азербайджан сам начал производство пестицидов, которые в Азербайджане никогда не производились. Почему же тогда хлопок до сих пор собирается по большей части вручную, а пестициды продолжают закупать за рубежом?

Bопросов много, ответов пока нет, а отравления продолжаются. По счастливой случайности летального исхода после отравлений пока нет. Но чем черт не шутит, пока госструктуры спят?

Написать отзыв

Прошу слова

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей