Последнее обновление

(1 час назад)
Arxiv

Arxiv

Несколько дней назад президент Р. Т. Эрдоган заявил: "B контексте переговоров с господином B. B. Путиным во время вчерашнего визита мы глубже понимаем актуальность "Аданского соглашения" и то, что мы должны настаивать на нем". Следящие за процессами в регионе аналитики прокомментировали эти слова Р. Эрдогана как "B. Путин дал ориентацию на Дамаск". B интервью официального представителя Министерства иностранных дел и миграции Сирии агентству SANA было подчеркнуто, что "Сирия верна "Аданскому соглашению, подписанному с Турцией".

Однако официальный Дамаск не только призвал Анкару "восстановить на границе между двумя государствами докризисную ситуацию" в знак соблюдения основного положения соглашения, но и, обвинив Турцию в "поддержке терроризма", потребовал, чтобы она вывела свои войска из Сирии.

Напомним, что "Аданское соглашение" было подписано в октябре 1998 года после нескольких дней секретных переговоров между Турцией и Сирией (одним из архитекторов соглашения был бывший посол Турции в Баку Фарук Логоглу). Предшествующие этому процессы протекали молниеносно: Сирия уже давно приютила у себя главу террористической организации РПК (PKK). После того как предупреждения Турции не возымели действия, командующий Сухопутными войсками генерал армии Атилла Атеш, остановившись в 1 километре от границы с Сирией в вилайете Хатай, отправил Дамаску резкий месседж: "Наше терпение иссякает". Тогда Хафез аль-Асад в течение 10 дней выдворил главу террористической организации. И в подписаннном через 2 недели в Адане соглашении была продемонстрирована приверженность к "совместной борьбе с терроризмом" и даже с этой целью "вооруженным силам Турции было разрешено пересечь границу на 5 километров вглубь территории Сирии".

После визита тогдашнего президента Турции Ахмета Недждета Сезера в Дамаск для участия в церемонии захоронения Хафеза Асада, почившего летом 2000 года, отношения между двумя странами еще немного потеплели. С 2002 года, когда ПСР (AKP) пришла к власти, и до весны 2011 года эти отношения развивались по нарастающему: в 2009 году, когда Башар Асад находился в Стамбуле, в течение 5 минут за банкетным столом был отменен визовый режим (чего все еще нет между Азербайджаном и Турцией).

Однако с началом "Арабской весны" Анкара вмиг изменила свою политику в регионе, увязав ее с суннитской организацией "Братья-мусульмане", и ухудшила отношения с Дамаском. Министр иностранных дел Давутоглу во время 6-часовой встречи с Асадом летом 2011 года попытался убедить его уйти в отставку.

Слова премьер-министра Эрдогана "Если пожелает Аллах, меньше чем через две недели совершим намаз в Мечети Омейядов", сказанные осенью 2012 года, выразили суть политики Турции в отношении Сирии и региона в целом (летом того же года лидер "Братьев-мусульман" Мухаммед Мурси, у которого с властями Турции сложились очень хорошие отношения, был избран президентом Египта).

На последующем этапе жесткая суннитская политика Турции в отношении Сирии усугубилась, и "уход алавита Асада" стал парадигмой сирийской политики Анкары, поэтому не только трудно, но и невозможно предположить, что она изменится в период правления ПСР (AKP). Ибо нынешняя правящая идеология преподносит Р. Эрдогана больше "лидером уммы (народа, единоверцев-ред.), чем главой государства"

А говоря "умма", в основном, подразумевают слуг "суннитского ислама". Поэтому для возобновления диалога с Дамаском политическая власть должна получить на это согласие Турецкого Фонда по делам религий, являющимся базой гегемонистской религиозной идеологии государства, согласия бесчисленных объединений, фондов суннитского течения и даже мечетей. Любой шаг, предпринятый без такого согласия, вызовет острую реакцию также и у сторонников правящей партии, резко настроенных духовенством соответствующим образом.

B их представлении, в возглавляемой Эрдоганом Турции начать диалог с "алавитом" Асадом значит "идти против идеалов". Глава российского государства (определенно в 300 раз сильнее Турции), имеющего 300-летнюю традицию тюркологии и востоковедения, конечно, знает это. Тогда почему же он ориентирует власть Турции, с которой имеет очень тесные отношения, на "Аданское соглашение", подписанное 21 год тому назад?

А не кроется ли причина этого в явной увлеченности Bашингтоном и Анкарой в течение более 1,5 месяца "зоной безопасности" на северо-западе Сирии?

И не является ли ответом Кремля на эту "увлеченность" то, что его указующий перст направлен на "Аданское соглашение", а по сути - на Дамаск?

Чем дальше, тем сложнее становится ситуация...

Написать отзыв

В мире

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей