Последнее обновление

(8 минут назад)
Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Bвиду вступающего в силу обновленного законодательства, Палата надзора над финансовыми рынками оповестила банки о незаконности сотрудничества с коллекторами. При этом одно из крупнейших в стране коллекторских агенств - Baku Collecting Agency (BOA) объявило набор сотрудников, планируя продолжить деятельность.

Коррективы в закон "Об адвокатах и адвокатской деятельности", Гражданско-процессуальный кодекс и Административно-процессуальный кодекс исключают деятельность коллекторов в Азербайджане с 1 января наступающего года. Несмотря на это, коллекторское агентство BОА, не только не сворачивает свою деятельность, а судя по всему, готовится встретить новый год в расширенном составе. Об этом заявил Turan известный банковский эксперт и правозащитник, член Коллегии адвокатов Акрам Гасанов.

Начнем с того, что уже со следующего года в Азербайджане перестает действовать институт представительства в судах. Несмотря на ряд негативных моментов, вызвавших протесты в юридических кругах, позитивным следствием нашумевших законодательных правок Гасанов называет ликвидацию коллекторов, поскольку банки уже не будут иметь права передавать информацию о должниках третьим лицам. По этому поводу юрист уже обратился в Палату надзора над финансовыми рынками, считая, что структура должна уведомить финансовые организации о незаконности их прежней практики.

- Недавно Палата контроля над финансовыми рынками обратилась в банковские организации , уведомив о незаконности передачи информации о должниках коллекторским конторам, - ответил Гасанов на запрос Turan. Со слов эксперта, коммерческие банки изначально не имели права посвящать в информацию о своих клиентах третьих лиц, в данном случае коллекторы, однако делали это, прикрываясь тем, что коллекторские конторы, якобы представляют интересы финансовых организаций в суде. Таким образом, запрет на передачу информации почти не препятствовал пяти - шести коллекторам не просто держать в страхе заемщиков, но быть причиной волны суицидов у армии банковских клиентов.

- До 1 января следующего года, пока коррективы в закон "Об адвокатах и адвокатской деятельности", Гражданско-процессуальный кодекс и Административно-процессуальный кодекс не вступили в силу, коллекторы де-юре могут представлять банковские структуры в судах, и естественно, должны получать необходимую для этого информацию. Оговорюсь, что информация о банковских клиентах предоставляется коллекторам исключительно для этой цели ,т.е. они не имеют права оказывать давление, звонить или угрожать гражданам.

Однако все мы знаем, что на деле банки передавали информацию коллекторам отнюдь не для того, чтобы те представляли их интересы в суде. Более того, такие дела редко доходили до суда. Но когда люди жаловались в соответствующие структуры на давление, передачу информации банками таким конторам, финансовые организации прикрывались правом коллекторов представлять в суде их интересы в судах. Мол, это не запрещено. Надо признать, что коллекторы имеют хорошие связи в правоохранительных органах и большинство их работников выходцы правоохранительных структур, а потому доказать незаконность формата сотрудничества банков с коллекторами было сложно.

Со слов эксперта законодательные правки де-юре лишают права банки передавать информацию о клиентах коллекторам, поскольку не члены Коллегии адвокатов со следующего года не имеют права представлять интересы физических и юридических лиц в судах. Таким образом, давление третьего лица будет расцениваться как незаконное действие финансовой организации, передавшей информацию о клиенте:

- Скажем, если гражданину звонит сотрудник коллекторской организации или любое неизвестное лицо, которое не хочет представиться, он вправе задать вопрос: кто и на каком основании располагает такими данными? Что важно, в таком случае гражданин подает в суд на банк за передачу данных третьему лицу и структура рискует получить штраф. Уже со следующего года, столкнувшись с таким обстоятельством, граждане могут подать в суд на коллектор за незаконную деятельность.

Так, в начале прошлой недели я обратился в Палату надзора над финансовыми рынками, чтобы коммерческие банки в превентивных целях получили предупреждение о незаконности прежней своей практики в связи с поправками в законодательство. Палата предупредила банки. Это было сделано на случай, если в ходе процессов против финансовых структур последние заявят, что не знали о последствиях, вытекающих из законодательных правках.

Со слов эксперта, начальник управления юридического обеспечения палаты Нурлан Бабаев публично признал, что с момента вступления в силу нового законодательства деятельность коллекторов незаконна и банки не имеют права передавать им информацию о клиентах. Но тут возникает вопрос: если Палата надзора была осведомлена о передаче такого рода данных отнюдь не для судебного разбирательства, как объяснить отсутствие соответствующей реакции надзорной инстанции?

-Примечательно, что Палата выступает так, будто это не орган надзора и имевшие место факты не подлежали ее реакции. B своем недавнем обращении я отметил это обстоятельство, задал вопрос о причинах отсутствия соответствующих мер на разглашение банковской тайны. Однако уже было отмечено, что банки ссылались на то, что коллекторы представляли их интересы в судах, а это законом не воспрещается. Теперь же такая отговорка невозможна.

Эксперт признает, что новое законодательство вынудит коллекторы искать обходные пути продолжения деятельности. На вопрос, могут ли коллекторские конторы использовать для этой цели членов Коллегии адвокатов, Гасанов не исключил такую возможность, но признал, что сделать это будет сложно.

- Членов Коллегии мало, у них физически нет времени заниматься такого рода деятельностью, сидеть и обзванивать банковских клиентов, ведь речь идет о десятках тысяч заемщиков. Кроме того, это публичные лица, на сайте Коллегии будет опубликован весь список адвокатов. Такой формат не подходит и специфике работы коллектора, занимающегося "выбиванием" долгов путем угроз и давления. Тем более, что в коллекторы берут не юристов, а лиц, имеющих специфические личностные данные. Представьте себе члена Коллегии адвокатов, звонящего должнику. Сможет ли он использовать методы коллектора, нецензурную брань, угрозы, шантаж? За такое он лишится членства в Коллегии. Физически, технически и чисто профессионально члены Коллеги адвокатов не могут заниматься подобной практикой, хотя, не исключаю, что в первое время будут попытки коллекторов кого-то нанять. Скажем, если мне станет известно, что член Коллегии адвокатов позвал гражданина в коллекторскую контору, это обстоятельство получит огласку как незаконная передача информации о клиенте банка третьему лицу - коллектору.

По данным собеседника, сегодня многие коллекторы регистрируются как юридические фирмы, однако последние также не имеют права доступа к банковской тайне:

- Я возглавляю две юридические фирмы. Со следующего года они не могут более участвовать в судебных процессах, и ограничатся юридической консультацией. Если у банка возникла проблема с клиентом, он не может обращаться в юридическую фирму, а только к адвокату лично.

Разумеется, коллекторы постараются приспособиться к новым обстоятельствам. Я не рассчитываю, что они так просто сдадутся. Однако и мы не лыком шиты, такие факты будут предаваться огласке. К примеру, Baku Collecting Agency (BOA), наиболее крупный и опасный коллектор в Азербайджане, несмотря на утвержденное законодательство, объявил набор сотрудников - претендентов мужского пола. Таким образом, BOA планирует продолжить деятельность. Надо отметить, что опосредованным учредителем этого коллектора является сын основного акционера Unibank, председателя наблюдательного совета этого банка Эльдара Гарибова. Не случайно Unibank был фигурантом различных инцидентов.

Кстати, лица, протолкнувшие упомянутые законодательные правки, изначально не учли всех последствий. Они даже не думали, что новое законодательство ударит по коллекторам, я же, в свою очередь, не спешил говорить об этом публично и выступил после выхода в свет законодательства, поскольку заинтересованные лица могли учесть и откорректировать законы в собственных интересах. Сейчас этого можно не опасаться, юридическая неграмотность коллекторов и курирующих их интересы лиц привела к тому, что коллекторы не имеют более права на деятельность. Чисто теоретически, нельзя исключить, что законодательство откорректируют задним числом в интересах коллекторов, однако практически это невозможно, поскольку не комильфо.

Отвечая на вопрос о слиянии банков и коллекторов, Гасанов отметил свою обеспокоенность возможностью такого формата будущего сотрудничества:

- Боюсь, что банки возьмут в свои штаты сотрудников коллекторов, однако это понизит эффективность самих коллекторов. Повторюсь, деятельность коллектора весьма специфична, они используют особые приемы, имеют специфический штат работников для запугивания и даже приспособленные для этого помещения. Это было незаконно и раньше, до утверждения обновленного законодательства, однако люди боялись открыто об этом говорить.

По мнению нашего собеседника, слияние банков и коллекторов в перспективе возможно, однако коллекторы от этого проиграют. Что же касается попыток дальнейшего сотрудничества между банками и коллекторами, оно несет в себе риски для финансовых организаций. --0--

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей