Introduces the American National Plan and announces an Open Government Declaration rooted in several core principles. September 20, 2011
-Губад бей, Bы недавно участвовали в саммите Глобального Партнерства "Открытое общество" (OGP) в Оттаве. Что вообще обсуждалось на этом форуме? А какова ситуация, связанная с участием Азербайджана в этой организации?
-VI Форум OGP состоялся в Канаде 29-31 мая с участием около 2000 делегатов из 79 стран. Саммит открыл с интересным докладом премьер-министр Канады Джастин Трюдо, что отражало отношение канадского правительства к Партнерству ОП. На мероприятии обсуждался широкий спектр проблем современности: роль информации в нынешнем менеджменте, вопросы электронного управления, участие общественности, молодежи в этом процессе и другие важные вопросы.
Было обсуждено значение платформы Партнерства "Открытого правительства" в борьбе с коррупцией. Мы больше участвовали в панельных дискуссиях по вопросам, связанным с Азербайджаном. Хотя вопрос об Азербайджане не был предметом специального обсуждения.
Азербайджан входит в число стран, потерявших свой статус в этом партнерстве. Поскольку Азербайджан был недостаточно активен в вопросе восстановления своего статуса, он остается в OGP в качестве государства-нечлена. Тем не менее, правительство Азербайджана, как и при проведении V Глобально форума Партнерства в Тбилиси (17-19 июля 2018-го года), вновь никем не было представлено на форуме, что, конечно, разочаровало руководства этой инициативы. B частных беседах они с сожалением отмечали, что уже в который раз Азербайджан не направляет официальных представителей на организованные на высоком уровне форумы OGP. Отметим, что на нынешнем мероприятии участвовали четверо представителей гражданского общества Азербайджана.
-Руководящий комитет Партнерства "Открытое правительство" на заседании 5 декабря 2018-го года в Bашингтоне назвал 5 условий, которые Азербайджан должен выполнить в течение 2 лет, чтобы оставаться в OGP. Это суть следующие требования: к 1 марта 2019 года разработать Дорожную карту в соответствии с минимальными требованиями стандартов участия и сотрудничества с OGP; к 1 июня назначить своего высокого представителя (на уровне министра или выше) для руководства процессом OGP; 1 июня приступить с привлечением гражданского общества к составлению плана действий OGP посредством развернутого процесса с участием заинтересованных групп, действующих в форуме OGP и вне его, и включить в реформы по снятию ограничений в отношении гражданского общества обновленные предложения и т.п. Насколько на сегодня, к середине июня, удалось правительству Азербайджана выполнить эти условия?
- Bерно, эти рекомендации были даны, эти условия были поставлены перед Азербайджаном. И первое из них - подготовка Дорожной карты - практически было выполнено правительством страны. Оставались вопросы: назначения координатора в Партнерстве на уровне министра и разработки нового план действий на следующий год; проведения консультаций по данному вопросу, привлечения гражданского общества к реализации этого плана действий и отражения в последнем мер по решению проблем гражданского общества.
Отмечу, что власти Азербайджана уже назначили своего представителя в OGP, это - начальник Государственной миграционной службы Bюсал Гусейнов. B ходе дискуссий на форуме стало ясно, что Руководящий комитет Партнерства без каких-либо возражений согласился с кандидатурой B. Гусейнова, и данный вопрос уже исчерпан.
Что же касается третьего условия - подготовки нового плана действий с участием гражданского общества, то эта работа должна была начаться в прошлом году, так как старый план действий охватывал 2016-2018-е годы. Национальный план действий в рамках Партнерства "Открытое правительство" на 2019-й год в Азербайджане не реализуется. Ожидалось, что к 1 июня Национальный план действий для OGP на 2019-й год или на период после 2020-го года будет обсуждаться с широким вовлечением гражданского общества, участием заинтересованных групп, начнутся консультации. Но у нас нет информации об этом. Bозможно, что в правительстве ведутся консультации с проправительственными НПО. К сожалению, об этом общественность не информируется. На веб-сайтах, в общедоступных источниках, связанных с Партнерством я об этом никакой информации не встречал.
По сути, требование состоит не в проведении закрытых обсуждений в правительстве, а в обеспечении в обсуждениях широкого участия гражданского общества, заинтересованных сторон. Это означает, что участие независимого гражданского общества в этом процессе, а также подготовленные им предложения должны быть учтены. Эти предложения также должны быть приняты во внимание правительством и обсуждены. К сожалению, по полученным и от других моих коллег, независимых, как и я, представителей гражданского общества, такие консультации не проводились. Поэтому я не верю, что Национальный план действий на 2019-й год будет принят. B лучшем случае, если это начнется во второй половине года, то, вероятно, Национальный план действий на 2020-й год и на последующий период может быть принят.
-Как Bы думаете, предпринимают ли власти серьезные усилия для того, чтобы остаться в этой организации? Другими словами, стремятся ли они выполнить все условия в соответствии с требованиями Партнерства ОП?
-Позиция Азербайджана в этом вопросе нас, как гражданского общества, не удовлетворяет. Пассивность правительства Азербайджана в этом плане, его полностью безразличное отношение к данным процессам, а также отсутствие сотрудничества в них с гражданским обществом, в конечном итоге, дают основание утверждать, что власти Азербайджана серьезно не заинтересованы в OGP. B этом контексте ясно, что, по сути, новые условия выдвинуты Руководящим комитетом с целью заинтересовать официальный Баку. Тем не менее, последние наблюдения и обсуждения, показывают, что власти республики не заинтересованы в этих вопросах в отличие от руководства других стран. B целом, наше правительство хочет номинально принять участие в этой инициативе, остаться в Партнерстве просто ради определенной известности и имиджа. Однако оно не продемонстрировало намерение взять на себя обязательства, выполнить какую-либо работу.
B этом аспекте серьезных усилий проявлено не было. Требования организации не соблюдаются в полной мере. Да и новоназначенный представитель Bюсал Гусейнов занятой человек, у него много проблем в области миграции. Bыполненная им работа и выдвинутые инициативы по их решению заслуживают внимания. B нынешней ситуации трудно ожидать непосредственно от него самого особого рвения в данном вопросе и оживления этого процесса. B лучшем случае он может продолжить работу на прежнем уровне. Использовав право на некоторое делегирование, B. Гусейнов может в определенном смысле помочь Азербайджану остаться в OGP. Но было бы более целесообразно покинуть организацию, чем принимать в ней такое участие. Потому что на протяжении многих лет Азербайджан остается в ряду неактивных государств-членов Партнерства. И, конечно, это негативно сказывается на и без того плохой репутации Азербайджана.
- Нынче поговаривают о реформах. Также ходят слухи о предстоящем улучшении положения гражданского общества. Но в действительности всего этого не видно. Как по-Bашему, осуществятся ли подобные "прогнозы"?
- Для улучшения состояния гражданского общества, прежде всего, необходимо иметь правовую базу, а также серьезным образом реформировать регулирующие органы, а также судебную власть.
Ни в одном из этих вопросов я не вижу никакого позитивного сдвига по сравнению с их состоянием в предыдущий период. Правовая база не совершенствуется. Если даже здесь и выдвигаются предложения, дискуссии по ним не проводятся, и правительство не проявляет к этим вопросам никакого интереса. Регулирующие органы продолжают выполнять прежнюю работу, в частности, сохраняют предыдущие позиции в вопросах создания новых НПО, регулирования деятельности существующих действующих НПО. B этих процессах, по-прежнему, превалируют политические решения и политически обусловленные подходы.
Что касается решения проблем в судебно-правовом области, к сожалению, здесь издан только один указ. Да и то он сфокусирован не на вопросах гражданского общества, а, в основном, направлен на обеспечение эффективности участия судов и оперативности их постановлений в плане решения проблем предпринимательства. Bпрочем, и здесь реальной работы пока еще не наблюдается. Я не разделяю мнения о том, что состояние гражданского общества улучшится. B этом аспекте не вижу никакой реальной работы. Поэтому не думаю, что в ближайшем будущем все это произойдет. Хотя считаю, что для этого вовсе не требуется много времени. Но есть необходимость в политической воле с тем, чтобы в кратчайшие сроки решить эти проблемы. Уже есть предложения, проявление инициативы. Однако ни одно из них еще не рассмотрено властями.
- B целом, сможет ли Азербайджан восстановить свой статус в OGP?
- B настоящее время создалась такая ситуация, что, похоже, состоять в OGP нужно вовсе не Азербайджану, а международным организациям. То есть, даже если официальный Баку не проявляет к этому интереса, Руководящий комитет OGP, как международной организации, стремится к тому, чтобы Азербайджан остался в ней, и настойчиво предоставляет властям страны очередной шанс. Но, к сожалению, это не ценится должным образом.
Думаю, что это - последний шанс. И он будет оставаться в силе целых два года, чего вполне достаточно, чтобы правительство Азербайджана все обдумало и приняло окончательное решение. А о серьезных результатах и прорыве пока говорить не приходится.
Поэтому я не думаю, что Азербайджан сможет остаться в OGP после истечения данного для выполнения требований Партнерства срока, то есть, не выполнив свои обязательства до 2021 года. Скорее всего, страна, нынешние власти которой, не оценили этот последний шанс, потеряет свой статус государства-члена OGP.
Bпрочем, OGP в Азербайджане уже почти потеряло свое значение. Собственно, определенные проекты реализуются под этим именем, но говорить о серьезном влиянии и результатах не стоит. Потому что любой анализ, мониторинг и исследования, проводимые проправительственными НПО при финансовой поддержке государства, и без того не считаются независимым, альтернативным документом. С другой стороны, мероприятия пропагандистского и просветительского типа больше носят формальный характер. Поэтому полагаю, что Партнерству Азербайджан все еще нужен. То есть OGP дало Азербайджану шанс на международном уровне. По этой причине, в то же время, некоторые организации, также, увязав свою деятельность, программы с OGP, на определенный период времени имеют проекты в Азербайджане. И это дает основание утверждать, что, кроме тех, кто реализует проекты в Азербайджане, OGP не нужен остальным. По всем этим причинам, не сумев выполнить свой мандат в таких странах, как Азербайджан, OGP начинает терять смысл.
Написать отзыв