Последнее обновление

(2 часа назад)
azertag.az

azertag.az

 ***

-В Aзербайджане стартовал марафон выборов. Это назначенные на 23 декабря муниципальные выборы и назначенные на 9 февраля внеочередные парламентские выборы.  Как, по-вашему, идет процесс?

-Процесс идет в той форме, в какой желает власть.  Если говорить конкретно о муниципальных выборах, то, несмотря на взятые властью перед СЕ обязательства, присоединение  к хартии местного самоуправления, власти на протяжении длительного времени не желают предпринимать  каких-либо изменений в статусе муниципалитетов, а также нормально выполнять  обязательства. В крупных городах, в особенности  в Баку  власти не желают проводить выборы мэра.  По этой причине  люди не проявляют серьезного интереса к   муниципалитетам.   Во-вторых, в Азербайджане не сформировалась традиция  выборов.  Впечатление о  выборах очень негативное.   В обществе нет серьезного доверия к выборам. По этой причине люди понимают, что выборы не будут проводиться нормально. Они считают бессмысленным участие в органе управления,  не имеющего  статуса, а  выборы в который проходят  не нормально, поэтому и проявляют соответственно свое недоверие и адекватную реакцию. Сегодня мы являемся свидетелями того, что в Азербайджане муниципальные выборы как бы не проводятся.  Отношение к парламентским выборам  отличается. Это связано как с парламентским статусом, так и с последними поспешными событиями.  То есть,  замена  властями   старых  кадров и прощание с ними, а также желание представить это  как тренд, породило у людей, в особенности у молодого поколения,  надежду на возможность  их участия в этом процессе. Чувствуется  повышение  их активности. Роль здесь играет и статус парламента. С этой точки зрения и активность в парламентских выборах значительно отличается.

-Вы сказали, что обычно муниципальные выборы в Азербайджане проходят вяло, этот год не исключение, если не считать, что  два-три активиста добавили в выборы красок.  А вот в связи с парламентскими выборами,  как вы отметили,  чувствуется ажиотаж.  Чувствуется, что в этих выборах  желает участвовать большее число людей. По-вашему, в чем заключается столь большой интерес к нынешним парламентским выборам?  Почему люди столь обнадежены?

-Люди потому обнадежены, что возможность быть представленными в ходе парламентских выборов больше и реальнее,  нежели в других выборах, в особенности,  президентских.  Потому как в ходе президентских  выборов борьба идет за одно место, а  парламентских – за 125 мест.

Во-вторых, власти Азербайджана идут на поспешные выборы.  До объявления парламентских выборов, во властных структурах, в особенности, в  структурах управления,  произошли массовые кадровые изменения. В основном – это был уход старых кадров и приход новых. Считаю, что здесь ничего нового не произошло, просто поменялись имена. Суть, политический контекст, идеологический взгляд  не изменились. В то же время в других структурах  власти продолжают иметь место элементы непатизма (кумовство).  Большая часть пришедших на должности – это члены семей и  близкие родственники  старой команды или тех, кто продолжает занимать какую-то должность.    Здесь в этом смысле по сути ничего не изменилось. И в то же время, несмотря на это, у людей все же появилась надежда. Если появилась тема нового поколения, молодежи, то может и нам будет уделено какое-то внимание.  В-третьих, большая часть активной молодежи хотела, на самом деле,  проверить себя в ходе парламентских выборов, проведение которых планировалось осенью.   Изначально это было так. Однако ввиду ускорения процесса парламентские выборы, как бы, совпали с муниципальными. Поэтому они стали пытаться предпринимать  адекватные ускоренные шаги, чтобы успеть выдвинуть свои кандидатуры в ходе этого процесса. Это участие и породило такую активность.

-Вы говорите, что по сути ничего не изменилось.  На основе чего вы это утверждаете?  На основе наблюдений или может видны какие-то проблески того, что никаких изменений не будет? То есть будут ли в этих выборах  какие-то положительные изменения?

  -Чисто косметически может что-то продемонстрировать и могут.  Однако важно здесь следующее – изменилось ли отношение власти к этим вопросам?  Изменилась ли риторика в политике?  Нет, не изменилась.   Изменился ли концептуальный взгляд в политике, отношение к праву, политическим игрокам, альтернативному  мнению?  Не изменилось. Если ничто из  вышеперечисленного не  изменилось, то  нет  никакой разницы в том,  что вчера   на должности сидел 70-ти летний Гасан, а сегодня 25-ти летний Ахмед. Здесь просто изменены биологические параметры.  Или просто произошла физическая замена,  при этом по сути ничего не изменилось.  В чем же суть этих представляемых положительными моментов?  Допустим, что на  Общественном ТВ  появился  новый тренд. Возникает вопрос: А возможно ли на ОТВ показывать истинное лицо власти, критиковать главу власти?   Создается ли такая возможность приглашенным на этот телеканал так называемым независимым лицам?  И бывают ли на этих программах вопросы в этом направлении?  Нет, не бывает. Аналогичный процесс имеет место  и в парламентских выборах.  Возможно, кто-то думает, что в парламенте будут предоставлены места как независимым, так и оппозиционным лицам. Но я в этом вопросе не оптимист. Не хочу обманывать себя и читателей. Предполагаю, что возможность быть представленными в парламенте не будет  дана   тем,  кто может подвергнуть политику властей критике, будет пытаться реально поменять политику властей,  утверждать,  что политика такая во вред и  изо всех сил стараться изменить эту систему. 

-То есть вы конкретно считаете, что  на этот раз   представители оппозиции и независимые кандидаты могут не попасть в парламент…?

-Подход власти в основном таков – они не желают решать суть проблемы. К примеру,  приведем   сравнение с зубной болью – если болит зуб, то лечить его они не хотят. В худшем случае, когда зуб гниет, его удаляют. 

Но зуб предварительно  надо  было лечить, чтобы не доводить до такого состояния.  Власти Азербайджана абсолютно далеки от такого подхода.  Они блокируют зуб, когда чувствуют, что он болит, то есть используя при этом какие-то болеутоляющие.  Суть политики в Азербайджане такова.  Когда они понимают, что международное давление выросло, то придумывают новые  идеи, которые бы дали  отсрочку.  Подписываются указы и распоряжения, начинается новая волна реформ, подготавливается законодательная база. Мы неоднократно  были тому свидетелями с 2005 года.  При наличии Избирательного кодекса президент дважды подписывал указ  в связи с проведением демократических выборов, однако ни один из них  исполнен не был. После подписания  указа об углублении  правовых реформ в апреле этого года какие появились признаки? Какая  конкретно была сделана работа?  Ничего сделано не было, все сроки вышли, а  результатов нет. Два года назад  было то же самое. Ничего концептуально не изменилось. Меняют форму для представления международным организациям «смотрите мол, приходят новые кадры, новые люди». Якобы «они изменят процесс. Старые кадры чинили объективные ограничения. Или, будучи пассивными, создавали их сами, они не готовы к этому или же, будучи активными, сами выступают против.  Олигархия была, они мешали. А сейчас этого нет и помех не будет. Выдвинуты люди, которых представляют как новых технократов, как  более полезных  процессу.  Это просто власть выигрывает время. Власть, совершая каждый раз такого типа маневры, выигрывает время, продолжая рулить. Думаю, у власти одна забота: удержать власть и продолжить рулить, прибегая к любой  возможности.    

-Несмотря на сказанное вами и ваши ожидания, уже созданы в связи с участием в парламентских  выборах несколько избирательных коалиций, блоков.  Кто-то агитирует людей идти на парламентские выборы. С другой стороны, некоторые оппозиционные организации бойкотируют эти выборы, требуя избирательных реформ.  Из сказанного вами выходит, что сторонники бойкота  оказываются более правыми в своих требованиях?

-Я не хочу высказываться по поводу правоты или неправоты кого-то. Не считаю себя вправе  давать оценку.  Полагаю, что у участвующей стороны есть достаточно оправдательных аргументов, равно как и у бойкотирующей стороны. Обе эти практики в той или иной степени прошли испытания. Если поменять места слагаемые, сумма не изменится, а если речь идет о получении какого-то конкретного результата, представлении в законодательном  органе и органе управления, то результаты этих выборов не связаны с волей народа.  Поэтому говорить здесь о реальных результате не стоит.  Во всяком случае, если подойти к вопросу с точки зрения того, что  новый лучше старого, то этот подход  всего лишь исходит из целей политиков и тех участвует в этом процессе. Участвующие стороны думают, что это должно произойти, поскольку это  процесс выборов.  К тому же парламентские выборы, в отличие от президентских и муниципальных, более реальный процесс.   Смена президента кажется невозможной. Соотношение силы и  отношение власти сильно различаются. Да и муниципалитеты ввиду отсутствия  статуса кажутся бессмысленными.  Парламентские  же выборы и с точки зрения статуса, и с точки зрения результатов более привлекательны. К тому же имеются еще и правовые возможности для выхода на Евросуд. С точки зрения правовой оценки итогов, а также с точки зрения требования нарушенных прав привлекательности в участии в парламентских выборах больше. В процессе этом можно участвовать с большим  числом  людей. И если участники для своего участия опираются на эти аргументы, то я считаю это приемлемым.  Возможно, что среди участвующих  есть и такие, кто надеется на получение мандата. Есть  и такие, которые сами набрали голоса и надеются, что голоса эти будут  приняты.  Я стараюсь быть от этого в стороне. По-моему, это просто неумение чувствовать политическую реальность в Азербайджане или же просто притворяться. Если рассматривать в этом контексте, то парламентские выборы предоставляют возможность работы с народом над более правильным выбором, просвещения народа, его информирования  о происходящих процессах, и наконец,  организации  реакции народа на происходящее.  Единственный вопрос, с которым власти считаются, который они не могут обойти вниманием -  это общественное мнение. Даже если власть не желает считаться с общественным мнением или не будет показывать, что считается, власть все равно не может это мнение не учитывать. С этой точки  зрения политические силы не должны избегать средств общения с обществом. Это происходит не только за пределами выборов посредством митингов и акций, но и через непосредственное, персональное  общение  с каждым домом. Надо использовать все  возможности, поощрять людей для участия в этом процессе, информировать о происходящем. Надо убедить народ, что как бы долог и сложен этот процесс не был, его участниками являются не только старые, но и новые люди, которые проявляют политическую волю. Насколько активнее  они будут работать с народом,  настолько соответствующих результатов добьются.

-Какова цель в проведении внеочередных выборов и назначении их на столь ранний срок – 9 февраля?  По-вашему, к чему такая спешка?

-Власти обязаны информировать общество.  Однако, к сожалению, власти такой ответственности в себе не чувствуют или может пытаются себя так представить. Мы это видели во время проведения референдума в 2016 году, в ходе проведения внеочередных президентских  выборов, мы видели, что необходимости в их проведении не было.   Но тогда ничего не объяснили, не привели никаких  причин.  Ясно видно, что власти куда-то спешат. Власти это объяснить должны. Но, к сожалению,  объяснений    не последовало. Но я  предполагаю, чтобы дождаться этих объяснений нам много времени не потребуется. В ближайшее время все прояснится. После парламентских    выборов я ожидаю  проведения других очередных выборов.

-Что вы подразумеваете под очередными выборами?    

-Естественно, речь идет о президентских выборах.  В  2020 году могут быть проведены внеочередные президентские выборы. Полагаю, что такая поспешность властей связана именно с проведением президентских выборов. 

-Чего не хватает для проведения в Азербайджане  прозрачных, демократических выборов? Возможно ли с нынешним законодательством провести нормальные, справедливые выборы?   

-Для проведения в Азербайджане  демократических выборов не хватает политической воли. Если власть проявит  волю и желание, то в  Азербайджане с нынешним Избирательным кодексом и даже  подконтрольными власти избирательными комиссиями нормальные выборы провести возможно. Однако  такой воли у власти нет.  Цели властей и их реализация вытекают из  проводимой политики.  Перед властью не стоит задача проведения демократических выборов, а потому власти не заинтересованы в их проведении. Задача состоит в сохранении власти и в этом смысле  проведение демократических выборов может создать серьезные трудности. Поэтому власть на  риск идти не желает.

 

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей