Açıq mənbələrdən foto
«Между проектом закона о медиа и положениями Конституции Азербайджана, Европейской конвенции о правах человека есть серьезные расхождения»
***
Вопрос: Халид Бей, была ли необходимость в разработке нового закона «О медиа»? Что не было охвачено предыдущим законопроектом, что был пришлось разрабатывать новый законопроект?
Ответ: Проект закона «О медиа» подготовлен в соответствии с указом президента Азербайджана «Об углублении реформ в сфере СМИ», подписанным в январе 2021 года. На мой взгляд, о существовании такой необходимости нужно было официально заявить при внесении законопроекта. Однако в упомянутом мной указе не говорилось о необходимости разработки нового закона. В общем, в таком законе нет острой необходимости. Когда 20 лет назад Азербайджан вступал в Совет Европы, в законодательство о СМИ были внесены серьезные изменения, что было одобрено Советом Европы. Позже, в связи с появлением и развитием Интернет-СМИ, в закон «О СМИ» были внесены соответствующие дополнения. На мой взгляд, можно было бы сохранить действующее законодательство с дополнениями и изменениями. Действующее законодательство, хотя и не на высоком уровне, но регулирует вопросы, связанные со свободой СМИ. Более очевидна необходимость внесения изменений по другим вопросам, таким как ответственности за клевету и оскорбления. Конечно, правительство может думать иначе.
Однако внесенный правительством законопроект, который находится чуть ли не стадии превращения в закон, должен быть четким, служить интересам средств массовой информации и не должен быть в духе ограничения без необходимости свободы выражения мнений и средств массовой информации.
Вопрос: Почему этот законопроект был внесен в парламент так поспешно, без публичного обсуждения? Разве это само по себе не нарушение закона?
Ответ: Тема закона «О медиа» была предметом обсуждейний в течении 2-3 месяцев, но ни один проект не был обнародован. Были изучены мнения различных сторон, что нельзя считать публичным обсуждением. Общественное обсуждение должно было строиться на конкретном проекте, как в последние 5-6 дней. К сожалению, этого не произошло. Тот факт, что законопроект остается закрытым до его обсуждения в Милли Меджлисе, не соответствует нашему национальному законодательству о доступе к информации, а также международным соглашениям, участником которых является Азербайджан. Милли Меджлис также имеет хороший опыт в этом отношении. Закон о доступе к информации, принятый парламентом в 2005 году, был разработан с участием экспертов по праву СМИ, местного и международного сообщества. Этот закон создал благоприятные правовые механизмы для доступа к публичной информации, и он до сих пор используется в качестве примера международными организациями и развитыми странами. К сожалению, эта передовая практика не применяется в отношении Закона о СМИ.
Вопрос: Почему этот законопроект был внесен в парламент так поспешно, без общественного обсуждения? Разве это само по себе не является нарушением закона?
Ответ: Тема закона ”О СМИ " была предметом обсуждения в течение 2-3 месяцев, но ни один проект не был обнародован. Изучались мнения разных сторон, но это нельзя считать общественным обсуждением. Публичное обсуждение должно было проходить на основе конкретного проекта, как это было в последние 5-6 дней. К сожалению, этого не произошло. То, что законопроектное предложение остается закрытым до его обсуждения в Милли Меджлисе, не соответствует нашему национальному законодательству об информационной открытости, а также международным договорам, сторонником которых выступает Азербайджан. Милли меджлис имеет в этой связи хороший опыт, закон “О доступе к информации”, принятый парламентом в 2005 году, был подготовлен с участием экспертов в области медиа-права, местной, международной общественности. Этот закон создал благоприятные правовые механизмы для доступа к публичной информации, и он до сих пор используется в качестве примера международными организациями и развитыми странами. Жаль, что эта хорошая практика не используется в отношении закона” о СМИ".
Вопрос: Каковы основные тревожные моменты в новом законопроекте?
Ответ: Между предложением закона и положениями Конституции Азербайджана, Европейской конвенции по правам человека, защищающими право на свободу выражения мнений и медиа, имеются серьезные расхождения. Конституция гарантирует равенство прав и свобод каждого, защищает свободу мысли, слова, свободу информации. Все эти права и свободы должны применяться в соответствии с международными договорами. Если возникает противоречие между международными договорами и национальными законами, эти международные договоры должны применяться. Статья 10 Европейской конвенции, гарантирующая право на свободу выражения мнений, определяет четкие рамки, основы вмешательства в свободу выражения мнений. Нынешнее предложение не отвечает ни одному из упомянутых тестов, создавая благоприятные условия для ненужного вмешательства в свободу выражения мнений, свободу СМИ. Законопроект открывает перед государством широкие возможности в определении того, кто может заниматься журналистикой, выражает отказ от модели саморегулирования СМИ.
Создание государством реестра журналистов, определение сложных условий, связанных с реестром, применение единого правила удостоверения, установление законом таких требований, как соблюдение профессиональной этики журналистов, беспристрастное, объективное толкование фактов и событий, недопущение односторонности, запрет на распространение всей информации, полученной конфиденциальным путем, могут нанести неизлечимые раны свободе СМИ, важной составляющей права на свободу выражения мнений. Положения, касающиеся “вещателей и операторов платформы”, подпадающие под условия лицензии в предложении проекта, предоставляют широкие возможности для ограничения свободы СМИ и выражения мнений. Отсутствие понимания текста законопроекта о понятиях вызывает серьезные сомнения в том, что регулирование интернет-вещания также будет включено в понятие “вещатель платформы”. Такие тревожные моменты встречаются в большинстве положений законопроекта.
Вопрос: Что ждет независимые СМИ и журналистов-фрилансеров, если законопроект будет принят в таком виде?
Ответ: Предложение закона включает в рамки законной деятельности журналистикой тех лиц, у которых должен быть трудовой договор хотя бы с одной медиа. Такой контракт должен быть у любого журналиста-фрилансера, если он хочет зарегистрироваться в реестре СМИ и заниматься законной деятельностью. Среди кодов деятельности налогоплательщиков есть и вид журналистской деятельности, считаю, что наличие такой налоговой регистрации должно быть достаточно. Таких ограничений на занятие законной профессиональной деятельностью в тексте законопроекта достаточно. Поэтому сложно сказать, что хорошего можно ждать независимым СМИ и свободным журналистам.
Вопрос: Какие новшества для Интернет-СМИ содержатся в этом законопроекте?
Ответ: В предложении закона определены 4 типа медиа-субъектов, в одном из которых - правила, касающиеся аудиовизуальных медиа-организаций - есть серьезные недостатки.
“Субъекты аудиовизуальных медиа " классифицируются на 6 типов: эфирные вещатели, платформенный вещатель, оператор платформы, оператор мультиплекса, оператор инфраструктуры, поставщик услуг заказного вещания. Положения, предусмотренные в проекте в отношении субъектов аудиовизуальных медиа, в частности, “вещателя и оператора платформы”, открывают широкие возможности для ограничения свободы СМИ и выражения мнений. Это понятие новое, в законодательстве о СМИ такой практики нет. Согласно проекту, “издатель платформы " - это физические или юридические лица, которые несут ответственность за содержание аудиовизуальных программ и распространяют их через платформу или непосредственно через интернет. Проект предусматривает получение лицензии от государственного учреждения ”вещателям платформы". Положения, касающиеся” вещателей и операторов платформы", открывают широкие возможности для СМИ, ограничения свободы выражения мнений. Отсутствие понимания текста законопроекта о понятиях вызывает серьезные сомнения в том, что регулирование интернет-вещания также будет включено в понятие “вещатель платформы”. Приведенные условия для оставшихся на месте образцов онлайн-СМИ такие же, как и для печатных СМИ.
Вопрос: В чем заключаются ваши предложения? Если будет принят новый закон О СМИ, что должно быть в нем обязательно, чтобы появился нормальный законопроект, создающий условия для свободного и нормального функционирования СМИ?
Ответ: На современном этапе не представляется возможным посредством мелких поправок привести существующий законопроект в то положение, при котором бы бли созданы условия для свободной и нормальной деятельности СМИ. Я и наши коллеги, которые считают содержание проектного предложения не удовлетворительным, опасным для свободных СМИ, считаем целесообразным приостановить обсуждение проектного предложения, вновь создать рабочую группу, подготовить новое проектное предложение для представления его на рассмотрение Венецианской комиссии Совета Европы.
амран Махмудов
Написать отзыв