Conflict in Dmanisi May 16-17.
По переписи населения 2014 г. из 233 024 азербайджанцев Грузии в крае Квемо-Картли проживали 177 032 чел. (41,75 %). В Марнеульском (83,8 %), Дманисском (65,5 %), Болнисском (63,4 %) муниципалитетах азербайджанцы составляют абсолютное большинство населения, а в Гардабанском (43,5 %). В целом азербайджанцы составляют 6,5 % населения Грузии и являются на сегодняшний момент самой крупной из общин. Несмотря на определённую напряжённость в 1980-х, до вооруженных конфликтов дело никогда не доходило. После объявления независимости в 1991 г. перед многими азербайджанцами встала проблема интеграции в грузинское общество, однако большая часть сельского населения не говорит на официальном языке, что усложняет участие азербайджанцев во многих социальных сферах и политике.
В 2005 г. на встрече с омбудсменом представители азербайджанской общины заявили о нарушениях прав граждан, в частности о применении полицией огнестрельного оружия против населения, унижении человеческого достоинства на таможенных пунктах, игнорировании обращений азербайджанцев государственными органами. Общество «Tolerance» в альтернативном докладе о выполнении Грузией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств сообщало о резком сокращении числа азербайджанских школ и назначении в некоторые из них директоров, не владеющих азербайджанским языком. В докладе Европейского центра по делам меньшинств от 2009 г. отмечалось, что в правление Шеварднадзе (1995-2003 гг.) все главы районов в Квемо Картли были грузинами (в отличие от Джавахети, где эти посты занимали армяне). Практически все другие высокие посты на уровне района занимали также грузины. Большая часть земли была отдана внаём по принципу близкой связи с руководством местной администрации.
Отмечалось также, что в школах с преподаванием на азербайджанском языке грузинский язык изучался один час в неделю, пока сами азербайджанцы не предложили ввести изучение грузинского языка ежедневно по одному часу, открыть дополнительные курсы, многоязычные школы и т. д. Известное изменение ситуации началось с приходом М. Саакашвили, электоратом которого всегда было большинство азербайджанцев.
Сваны говорят на собственном языке и по переписи 1926 г. считались отдельной народностью, но в последующих переписях их включали в состав грузин. Численность по разным оценкам в Сванетии составляет от 14 000 до 30 000 человек. Сваны прихожане Грузинской православной церкви, и наравне со своим - владеют грузинским языком.
История их переселения в регион Квемо-Картли (2500 семей) связана с беспрерывным полуторамесячным снегопадом 1987 г. и сходом лавин.
«С 1981 года по сегодняшний день [2006.г.] в рамках государственной программы размещения было переселено приблизительно 11000 семей (около 60 000 человек), в основном из высокогорных регионов Аджарии и Сванети. За этот период, из-за избыточного количества населения и малоземелья в их родных регионах, неустановленное количество мигрантов, в основном из Аджарии, самостоятельно переселилось в разные уголки Грузии. В 1980-х годах и в начале 1990-х годов основными регионами, принимающими экомигрантов, были Кахети, Имерети, Мегрелия, Шида Картли, Гурия, Самцхе и Джавахети. Позже, со второй половины 1990-х годов, мигрантов, в основном, принимало Квемо Картли» - Годовой отчёт Министерства по делам беженцев и расселению за 2006 год.
По сообщениям СМИ в Дманиси (до 1947 г. - Башкечид) вторые сутки (с 16.05.21) продолжаются беспорядки и происходят столкновения между азербайджанцами и грузинами.
Конфликт между этническими азербайджанцами и мигрантами из Сванетии в Дманиси, который затем перерос в кровавую разборку с использованием бейсбольных бит и других подручных средств разгорелся после того, как владелец магазина-азербайджанец отказался дать пиво в долг сванам. В ответ сваны напали и разгромили магазин. По другой схожей версии, причиной для противостояния послужил отказ продавщицы одного из местных продуктовых магазинов продать молодым людям спиртные напитки в долг. По словам женщины, недовольные покупатели осыпали ее нецензурной бранью, а ее отца, который попытался защитить дочь, эти люди ударили по голове. С утра в понедельник беспорядки начались по всему городу и в них участвовали сотни человек. Азербайджанцы с утра вышли на улицы с требованиями извинений и наказания лиц, устроивших массовую драку и разгромивших магазин. Часть молодых людей, вооруженные дубинками, грозили разгромить дома сванов.
Полиция уже установила личности участников конфликта. Практически всю ночь в отделении местной полиции велся допрос участников конфликта. По факту ведется следствие по статье насилие. Участники акции собрались у здания местной полиции с требованием освободить своих сограждан, задержанных во время беспорядков. В Дманиси прибыл губернатор Квемо Картли.
В связи с инцидентом депутат Гоги Мешвелиани призвал не политизировать случившееся, считая, что это бытовой конфликт. А лидер оппозиционной партии «Стратегия Агмашенебели» Георгий Вашадзе, требует от полиции принять своевременные меры и действовать оперативно для примирения сторон и мирного разрешения конфликта. Г. Вашадзе отметил, что равнодушие по отношению к собственному населению недопустимо и призывал противоборствующие стороны сохранять спокойствие, чтобы «не способствовать искусственному перерастанию конфликта на местах в межэтническое противостояние». Председатель парламентского комитета по процедурным вопросам Ираклий Кадагишвили считает, что закон должен строго применяться ко всем участникам противостояния в Дманиси, независимо от национальности, поскольку в этом случае все являются гражданами Грузии.
Как бы в дальнейшем ни будут развиваться события, ясно, что их причины не до конца определены публично.
Еще до конфликта в ведущей грузинской газете «Саерто газети» («Общая газета») была опубликована статья Эльбруса Мамедова «Кто и как в Грузии работает против интересов Грузии» (30.04.21), посвященная анализу азербайджано-грузинских отношений и выявлению сил, которые мешают им.
В частности, автор размышляет на тему, какие силы пытаются вбить клин между двумя странами, посредством дешевых провокаций и с явным иностранным участием разрушить трехстороннее региональное партнерство Тбилиси-Баку-Анкара.
По свидетельству автора, в ход идет все: и спекуляции по поводу монастыря, который в Грузии называют Давид Гареджи, а в Азербайджане - Кешикчидаг, и положение в Квемо Картли, где компактно проживают азербайджанцы, и откровенные спекуляции и ложные сведения. Так, были попытки обвинить азербайджанцев Грузии в распространении коронавируса. Откровенные провокации вроде тех, которыми занимается, к примеру, Лейбористская партия Шалвы Нателашвили - с «маршами» к монастырским стенам, оскорбительными выкриками, «задиранием» азербайджанских пограничников. Или партии «Альянс патриотов Грузии», которая проводит митинги, где называет Азербайджан «страной-оккупантом». «Грузинский марш», неонацистская организация, которая регулярно устраивает в Грузии антиазербайджанские провокации, как установили сотрудники грузинского отделения Transparency International, получает финансовую поддержку от России, поэтому их акции слишком очевидно встраиваются именно в «российскую» повестку дня. Показательны усилия «Альянса патриотов Грузии», которые ультимативно требуют от официального Тбилиси свернуть процесс интеграции с НАТО и Евросоюзом и восстанавливать отношения с Россией. Автор отмечает, что особую активность в антиазербайджанских акциях проявляют партии, движения и СМИ, которые тесно сотрудничают с действующими в Грузии российскими структурами - Фондом Примакова и Фондом Горчакова, который официально курируется МИД РФ. Подводя итоги, Э. Мамедов пишет: «А это уже должно стать информацией к размышлению для грузинской аудитории. Чтобы знать и понимать, кто дирижирует фальшивым антиазербайджанским «хором» в Тбилиси и кто заказывает музыку».
Действительно, конфликтами чаще всего пользуются внешние силы для проведения собственных интересов, поэтому крайне важно локализовать любой конфликт, не позволяя ему перерасти в региональную и международную проблему. И здесь каждому государству следует проявлять большую последовательность и прозрачность в своей деятельности. При этом не избегать прямого диалога с обществом, особенно с его организованным гражданским сектором. Ведь именно в этой среде появляются наиболее глубокие исследования о состоянии общества, его проблемах. Подтверждением этого является материал, на который чиновники могли бы обратить внимание почти 15 лет назад:
Об отношениях между экомигрантами и местным населением Квемо-Картли и Самцхе-Джавахети – края, компактно населённые народом негрузинской национальности. Самцхе-Джавахети - особенно регион Джавахети (Ахалкалакский и Ниноцминдский районы) - преимущественно населен армянами. «В трёх районах Квемо Картли – (Марнеульском, Дманисском и Болнисском) – доминирует азербайджанское население, а Цалкский район населен армянами, грузинами и греками. В регионах, в которых компактно проживают национальные меньшинства, волна мигрантов часто вызывает напряжение. Эмигранты, будучи незнакомы с местными обычаями, часто сталкиваются с серьёзными проблемами, возникает чувство недоверия и подозрительности к новопоселенцам. Соответственно, между местными и прибывшими устанавливаются натянутые отношения» - По материалам Тома Триера, Медеи Турашвили. Расселение лиц перемещённых по экологическим причинам: решение существующих проблем или создание нового? Экомиграция в Грузии 1981-2006 гг, Тбилиси, 2007, с. 6.
Повторим еще раз: освещая сегодняшнее противостояние в Дманиси, мы должны понимать, что межэтнические отношения – перманентная проблема любого многонационального государства, о которой не любят писать в самой стране, а потому ею охотно занимаются множество внешних игроков с полей науки, политики и СМИ.
Написать отзыв