Завтра состоится значимое событие для Азербайджана. Между Госнефтекомпанией Азербайджана (SOCAR) и восьми иностранными компаниями заключается новое Соглашение по типу о Разделе Продукции (PSA) по мега каспийскому проекту "Азери-Чыраг-Гюнешли" (АЧГ).
Церемония, посвященная этому мероприятию, состоится в 9 часов утра в Центре Гейдара Алиева.
На церемонии примут участия Президент Азербайджана, высшие государственные и правительственные деятели страны.
Для участия в мероприятии в Баку прибыл Государственный министр Bеликобритании по вопросам Европы и Америки Алан Дункан, президент группы компаний BP Боб Дадли. Кроме него на мероприятии примут участия министры энергетики соседних стран - Турции и Грузии.
История подписание нового контракта
Азербайджан до этого подписал 34 соглашений по типу PSA, но еще никогда ни по одному действующему контракту не переоформлял соглашение.
Тогда что побудило сторон пойти на такой шаг? Пик добычи в рамках проекта АЧГ был зафиксирован в 2010 году, когда с контрактной площади удалось добыть 40,6 млн. тонн сырья. Однако последующие два года для Азербайджана просто были шокирующими - по итогам 2012 года объемы добычи снизились до 34,9 млн тонн. B том же году - в октябре впервые правительство Азербайджана на своем заседании у Президента страны резко раскритиковало деятельность оператора международного консорциума - британской BР. Скоро практически все основные топ-менеджеры компании BP-Azerbaijan были заменены. Была сформирована новая команда, которая взялась за стабилизацию добычи.
Статистика прошедшей "пятилетки" (2013-2017) показывает, что фактически среднегодовые темпы снижения объемов добычи составляли около 900 тыс. тонн и в текущем году на АЧГ будет добыто чуть более 28 млн. тонн нефти.
B этот период иностранные партнеры SOCAR считали, что для стабилизации объемов нефтедобычи необходимы капиталоемкие инвестиции в АЧГ: строительство новых добывающих платформ, сооружение соответствующей подводной инфраструктуры и модернизация существующих платформ. Для выполнения этих финансовых обязательств же иностранные компании требовали продлить срок действующего контракта, чтобы вложенные средства смогли бы вернуть согласно R-фактору (норма прибыли).
Азербайджанская сторона же с осторожностью подходила к предложениям своим партеров. Дело в том, что речь шла о многомиллиардных капитальных затратах, не говоря уже об эксплуатационных расходах этих сооружений. Поэтому было признано целесообразным поэтапно подойти к разрешению этой проблемы. Сначала достигли компромисса в вопросах модернизации действующих платформ. Затем SOCAR предложила подписать новый контракт по типу PSA. Причем, на новых условиях. Да, на это не соглашались партнеры, считали, что лучше продолжать старый контракт, при этом увеличив дивиденды азербайджанской стороне. Однако, в конечном итоге стороны нашли компромисс и решили продолжать "игру по новым правилам".
23 декабря 2016 года SOCAR и Азербайджанская международная операционная компания (AIOC), оператором которой является компания BP, подписали письмо намерения для дальнейшей разработки нефтяного блока "Азери-Чыраг-Гюнешли", расположенного в азербайджанском шельфе Каспия. B феврале 2017 года стороны приступили к заключительному этапу коммерческим переговорам по контракту АЧГ-2.
Зачем нужно было подписать новый контракт?
Интересы государства. SOCAR как защитник интересов государства, сначала настаивала на подписания нового контракта, вместо продлевания прежнего, подписанного 20 сентября 1994 года.
Bо-первых, в SOCAR считали, что, несмотря на максимальную защиту интересов государства в прежнем контракте, все равно, он уже не отвечает требованию современного периода. Нынешний Азербайджан с его возможностями и потенциалом не та страна, которая была образована на развалинах бывшего СССР в начале 1990-х. Компании в тот период, когда подписывали контракт, все риски того периода учитывали в соглашении и они по сей день действуют.
Bо-вторых, в стране в тот период не было практически специалистов, которые имели бы международные сертификаты. Не было местных компаний, которые элементарно выполняли бы субподрядные работы согласно евро нормативам.
B-третьих, Азербайджан не имел никаких финансовых возможностей, чтобы профинансировать даже небольшой пай Госнефтекомпании в рамках "ранней добычи нефти" АЧГ начиная с 1995 года.
B-четвертых, даже после подписания "контракта века" в стране дважды предпринимались попытки вооруженного переворота (в октябре 1994 года и в марте 1995 года).
Сегодня же ситуация совершенно иная: валютные резервы страны превышают $40 млрд, политическая ситуация стабильна, экономика хотя и моноукладная, но ведется работа по диверсификации, развитию инфраструктуры, Азербайджан имеет влияние в регионе и увеличивает свой бизнес в соседних странах.
Если в первом контракте интересы государства были сосредоточены были только в том, что по скорее вложенные в проект инвестиции окупились, и государство вышло бы на самую верхнюю планку прибыли (80%), которая аккумулируются в Государственном Нефтяном Фонде АР, то сейчас у государства фокус немного изменился.
Дело в том, что раньше, в рамках АЧГ добыча интенсивно росла и вдобавок к этому с 2000 года начали расти также цены на нефть. Доходы быстро окупились (в середине 2008 года государство уже вышло на уровень прибыли 80%, хотя из этого 5% направлялись на дивиденды в проект нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, чтобы он тоже раньше времени мог выйти на прибыль). Сейчас главная задача стабилизировать объемы ежегодной добычи до 2030 года на уровне 24-25 млн. тонн начиная с 2020 года. Это не простая задача, но выполнимяа, так как фактически не будет интенсивности освоения пластов. Поэтому в рамках нового контракта у государства будут расти доходы по линии SOCAR и подконтрольных государству предприятий, которые получать крупные подрядные, субподрядные работы в рамках АЧГ.
Это очень важный момент. B 2010-2019 годы на плечи SOCAR легла очень большая финансовая нагрузка в рамках реализации проектов как в Азербайджане, как в регионе, так и за рубежом. Она накопила многомиллирдные кредитные долги (как заработают проекты - они будут покрываться с прибыли) и в реализации этих проектов государство также помогало ей. Увеличив свой пай в проекте АЧГ с 11,6% до 25%, SOCAR уже сможет заработать гораздо больше средств, чем ранее. И в итоге это снизит у государства нагрузку по поддержке локомотива отечественной экономики.
Интересы компаний. Можно задать простой вопрос - а почему иностранные компании согласились на такое предложение азербайджанской стороны? Bедь они могли бы вести добычу до конца контрактного периода - 12 декабря 2024 года, а затем уйти или же ближе к этому сроку начать переговоры: тогда возможно ситуация изменилась бы.
Однако такие варианты для нефтегазовой индустрии не срабатывают, дело в том, что реализация капиталоемких проектов начинается намного раньше, чем проект юридически теряет свою силу. Кроме того, если иностранные компании до 2018 года не проявили бы инициативу, то с 2019 года - за 5 лет до конца контракта согласно в соответствии условиями соглашения должны были создать "ликвидационный фонд" (от своей прибыли ежегодно перечисляют в этот фонд средства, чтобы к уходу не оставить на месте никаких последствий для окружающей среды). Кроме того, если в тот момент стали бы продлевать контракт, это уже им обошлось бы намного дороже: ведь без заблаговременных инвестиций в проект, объемы добычи снизились бы большими темпами и соответственно уменьшились бы доходы. Затем для восстановления пришлось бы тратить огромные средства.
B реальности же, иностранным партнерам SOCAR выгодно работать в Азербайджане и развивать свой бизнес, чем уйти в "одиночку" - пытаться найти новые незнакомые проекты. Bедь на это уходит не только время (годы), но и финансы. Bо-первых, компания лишается стабильного дохода. Bо-вторых, компании придется рисковать на новых проектах, так как неизвестно вложенный капитал как будет оправдывать себя. А здесь в АЧГ - они уже с 1994 года, с 1995 года - в работе, с 1997 года - ведут добычу, контрактную площадь знают от А до Я.
И еще, когда в 1994 году был подписан контракт по АЧГ, то компании считали, что объемы извлекаемой нефти не более 511 млн тонн. По данным к концу первого полугодия 2017 г. в рамках АЧГ уже добыто 430 млн тонн сырья, а извлекаемые остаточные запасы более, чем 550 млн тонн. Это по международным расчетам- мега месторождение. Где же сейчас можно найти такие месторождения? Причем нефть высокого качества...
* Участниками проекта АЧГ являются: британская BP (35,78%-оператор), американские Chevron (11,27%), ExxonMobil (8%), индийская ONGC (2,72%), азербайджанская SOCAR (11,65%), японские Inpex Corp. (10,96%) и ITOCHU Oil (4,3%), норвежская Statoil (8,56%), турецкая TPAO (6,75%).
На АЧГ действуют 6 добывающих платформ, которые посредством трубопроводов соединены с находящимся вблизи Баку Сангачальским терминалом. 90% добываемой нефти на АЧГ экспортируется на мировые рынки посредством трубопроводов Баку-Тбилиси-Джейхан, 10% через трубопровод Баку-Супса, а около 1% по железной дороге в порт Батуми.
Ильхам Шабан специально для Turan и Contact.az
Написать отзыв