Последнее обновление

(1 час назад)
Большинство СМИ  стали пропагандистским рупором правительства

Давление на  свободу медиа в Азербайджане не прекращается, пространство независимых СМИ все более сужается. Таков был лейтмотив сегодняшнего круглого стола на тему: «Азербайджанские СМИ в 141-ю годовщину  Дня национальной прессы». Мероприятие прошло в Бакинской школе журналистике и было организовано общественным объединением «Платформа гражданского общества».

 

Как отметил, открывая встречу член ПГО, главный редактор газеты «Хурал»

Аваз Зейналлы,  141-й год национальной прессы азербайджанские медиа отмечают в обстановке продолжающегося тотального давления, выдавливания независимых СМИ, преследования журналистов.

Он с сожалением констатировал, что создаваемые государством и самими журналистами  структуры превращаются в душителей прессы. В частности, он назвал Фонд государственной поддержки СМИ и Совет прессы.

Красноречивым показателем отношения властей к свободе медиа Зейналлы назвал отказ подконтрольного администрации президента Международного пресс-центра предоставить ПГО зал для проведения этого мероприятия.

Более того, Совет прессы, проигнорировав приглашение на круглый стол, назначил в это же время свое мероприятие, созвав туда редакторов газет.

Зейналлы также указал на преднамеренную дискредитацию ПГО в провластных СМИ, распространение лживой информации о получении ПГО миллионных грантов.

На самом деле ПГО с самого начала принципиально приняло решение отказаться от грантов.

Директор агентства Turan Мехман Алиев выступил с докладом об экономическом положении прессы.  Он подчеркнул, что с конца 1990-х гг. власти избрали тактику экономического удушения прессы, лишения  возможности СМИ работать как независимые бизнес-структуры.

Эта политика привела к тому, что, попав в зависимое положение от власти, многие СМИ превратились в средство пропаганды и утратили функцию общественного контроля.

Как считает Алиев, в этом и причины сегодняшнего экономического, социального кризиса, поскольку в условиях отсутствия общественного контроля усилился  волюнтаризм в системе управления страной.

Алиев отметил, что рынок рекламы, который является основным  источником доходов СМИ,  очень ограничен.

Две девальвации в прошлом году еще более ухудшили ситуацию. Если в 2014 году объем рынка рекламы составлял 93 млн. долларов, то в 2015 г.  – 60 млн. долларов. При этом рынок медийной рекламы составил  всего 24 млн. 732 тыс. долларов.

Из них  18 млн. 891 тыс. рекламы пришлось на телевидение,  порядка 2 млн. долларов на радио,  1,5 млн. долларов – на Интернет и  всего 1,3 млн. на газеты и журналы.

При этом большинство рекламы в печатных СМИ были размещены в гламурных журналах. Если поделить 2,8 млн. долларов доходов от рекламы Интернет и печатных изданий среди 300 органов СМИ, то в месяц их доходы составят всего 700 долларов.

Это свидетельствует о «черном рынке» медиа, объем которого оценивается не менее 25-30 млн.  долларов. Причем, все эти средства идут на поддержку провластных СМИ.

Эксперт Зейнал Мамедли заметил, что эта цифра во много раз выше. Объем же легальной помощи посредство Фонда помощи СМИ составляют порядка 2 млн. долларов в год, которые также распределяются среди лояльных власти СМИ.

Серьезным ударом по печатным СМИ стало ликвидация инфраструктуры их продажи – газетных киосков, торговли в метро, распространения  на улицах.

Поэтому, не состоятельны аргументы властей, что печатные СМИ теряют аудиторию из-за развития Интернета. В соседней Грузии реально продаваемые  тиражи газет составляют 7-30 тыс. экземпляров,  гораздо больше, чем у самых продаваемых печатных СМИ в Азербайджане, а реклама в грузинских газетах занимает до 50%  страниц.

Общий объем рекламного рынка в Азербайджана по отношению к ВВП составляет 0,045 процентов, в то время, как по международным стандартам, этот показатель равен 1 проценту.  Поэтому, Мехман Алиев прогнозировал дальнейшее ухудшение экономического положения СМИ.

Член ПГО, юрист Алескер Мамедли рассказал об ухудшении законодательства в области СМИ за последние годы. Так, только за последние полтора года в закон о СМИ 4 раза вносились поправки. Расширены случаи ликвидации СМИ. Основаниями для этого теперь служат выявление незаконных источников финансирования медиа и получение более чем двух предупреждений в течение одного года.

Кроме того, для выпуска религиозных изданий надо получить разрешение в Госкомитете по работе с религиозными структурами. Субъектами, наделенными правом опровержения становятся правоохранительные органы, что затрудняет проведение журналистских расследований.

Еще одной реакционной поправкой воспользовался накануне Национальный телерадиосовет, имеющий право самостоятельно приостанавливать деятельности СМИ на месяц, что и произошло  с телеканалом ANS. Раньше таким правом обладали только суды.  Увеличены также штрафы за нарушение законодательства в области СМИ.

Другой эксперт в области права медиа Халид Агалиев акцентировал внимание, что госорганы выставляют только 30-35% информации, которую обязаны обнародовать. При этом практически не публикуются сведения об использовании ведомствами бюджетных средств. Госструктуры неохотно отвечают и на информационные запросы. Омбудсмен также не осуществляет должного контроля за обеспечением прав граждан на получение информации. 

Приятным исключением Агалиев назвал SOCAR, который  публикует сведения, которые он 3-4 года назад отказывался предоставлять.

Вместе с тем, Агалиев указал на уменьшение случаев угроз и физического давления на журналистов. Однако, как было отмечено репликами из зала, это связано с тем, что многие журналисты либо покинули страну,  перестали работать, либо перешли под контроль государства.

Новой формой давления на СМИ стали запреты на выезд из страны. На сегодняшний день, по меньшей мере, 10 работников СМИ  не могут выехать, сказал Агалиев.—06D—

Написать отзыв

Политика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей