Последнее обновление

(14 минут назад)
«Молчание и отсутствие адекватной реакции международного сообщества разочаровывает»

* * *

Вопрос: Руфат бей, чем последний год запомнился в Азербайджане в области прав человека? Какие положительные сдвиги произошли в области прав человека за этот год? Или какие ухудшения  были зафиксированы?

Ответ: Спасибо за эту возможность. С сожалением отмечаю, что с 1993 года, когда был установлен нынешний политический режим, ситуация в сфере прав человека, особенно политических свобод, в Азербайджане неудовлетворительна. В эти годы официальный Азербайджан не отдавал предпочтение демократическому правлению, препятствовал формированию гражданского общества, воздвиг ​​перед строительством правового государства, обеспечивающим верховенства закона, которое является выражением воли народа  «ЙАПовскую стену» (Yeni Azərbaycan Partiyası – Партия «Ени Азербайджан»), экономика не основывалась на справедливости, большая доля национального  богатства  попало в руки небольшой группы, в отношении общественно-политических активистов, протестующих против всего этого, были избраны репрессивные меры. 

Наблюдения за состоянием прав человека в течение прошлого года, проведенные «Линией защиты», которую я представляю, дают основание говорить о том, что в Азербайджане авторитарные тенденции проникли в глубь жизни государства и общества, а граждане, распространяющие альтернативное мнение, подвергались преследованию административных органов, расширилось воздействие субъективного вмешательства в свободу слова и мысли, печати и информации, совести и даже творчества, а свобода собраний, важный атрибут демократии, была фактически запрещена. 

Вы знаете, суть прав человека в том, что все люди должны иметь одинаковые права, и эти права принадлежат всем. Как и в предыдущие годы, политические и правовые реалии прошедшего года показывают, что право на равенство в Азербайджане перманентно нарушалось, и во многих случаях ответственность людей перед законом находилась в зависимости от их имущественного, служебного положения, мировоззрения, членства в политической партии, общественной организации. В то же время правительство вместо того, чтобы поддерживать своих граждан перед лицом пандемии и накладываемых ею определенных ограничений, допускала серьезные злоупотребления, политические и экономические свободы ограничивались, а социальные права во многих случаях нарушались. Если выразить одним предложением ситуацию с правами человека в 2021 году, то «юридическое лицо» Азербайджана стало еще более уродливым.

Вопрос: Каждый месяц Вы проводите мониторинг нарушений прав человека. За этот  год какие фундаментальные права были нарушены более всего? Какие изменения произошли в списке политзаключенных? Кто был арестован? Сколько человек приговорено к административному задержанию за политическую деятельность?

Ответ: Да, «Линия защиты», соучредителем которой я являюсь, готовит еженедельный бюллетень и ежемесячный отчет о ситуации с правами человека. Оба юридических документа адресуются не только местной аудитории, но также отправляются в международные правозащитные организации, международные центры политической силы, а также западные и европейские дипломатические представительства действующие в Азербайджане.

В этом году силы безопасности вмешивались в семейную и частную жизнь активистов и даже лидеров оппозиции, нарушая их право на неприкосновенность частной жизни. Согласно новому исследованию, опубликованному Центром по исследованию организованной преступности и коррупции (Organized Crime and Corruption Reporting Project (OCCRP) - объединение СМИ и отдельных репортеров, занимающихся журналистскими расследованиями в Восточной Европе, на Кавказе), французская неправительственная организация Forbidden Stories и 17 СМИ из разных стран сообщили, что с помощью программного обеспечения Pegasus, разработанного израильской компанией NSO Group, спецслужбы следят за политиками, журналистов и активистов в ряде стран, в том числе в Азербайджане. В то же время в 2021 году часто нарушались права на свободу выражения мнений, информации, собраний, свободу совести, свободу, равенство, справедливое судебное разбирательство, защиту чести и достоинства, а также на социальное обеспечение. Правительство не дало гарантий защиты прав и свобод каждого. Проблема политзаключенных кардинально не решена. К сожалению, при нынешнем правительстве не было периода, когда бы не было узников совести и политзаключенных. На самом деле, в Азербайджане где игнорируются фундаментальные права и свободы человека и граждан, закрепленные в разделе 2 Конституции ожидаемы административные и уголовные преследования по политическим мотивам. Десятки активистов оппозиции были арестованы в административном порядке по сфабрикованным «дежурным обвинениям». Только за последние два месяца по сфабрикованным обвинениям были арестованы 14 политических активистов. Агиль Гумбатов, Лачин Валиев, Муталлим Орудж, Малик Рзаев, Шахин Гаджиев, Рази Гумбатов были привлечены к ответственности по ложным обвинениям и изолированы от общества. Пятеро задержанных по политическим мотивам активистов предстали перед судом по «дежурным обвинениям» в незаконном обороте наркотиков. Когда Лачын Велиев не подписал «чистосердечное признание», его шантажировали интимными изображениями и пытали. Муталлим Орудж и Малик Рзаев после репатриации оказались «наркобаронами». Активиста ПНФА из Гянджи Шахина Гаджиева после критики президента в социальных сетях обвинили в сбыте наркотических средств в крупном размере. Ш.Гаджиев – тренер по шахматам, у него есть ученики, которые показывают высокие результаты в соревнованиях. Он находится в таком бедственном материальном положении, что начал продавать домашние вещи. А теперь этого бедолагу объявили «наркобароном». Как видим, проблема политзаключенных не только не решена, но наоборот, благодаря крайне абсурдным обвинениям, ее поле действия еще более расширилась.

Вопрос: В целом, какие изменения произошли в области свободы собраний, свободы слова, свободы СМИ и других свобод?

Ответ: В апреле этого года занимающаяся поддержкой прессы организация Reporters sans frontieres  («Репортеры без границ») опубликовала ежегодный Мировой индекс свободы прессы. Индекс определяется уровнем ограничений доступа к информации и препятствий для освещения новостей. Азербайджан занял среди 180  стран 167-е место. Не секрет, что правительство Азербайджана не заинтересовано в развитии свободных и независимых СМИ. Причина этого очень простая причина: чиновники не хотят, чтобы общество было информировано о том, что  органы государственного управления погрязли в коррупции, о тайных деловых операциях верхушки правительства на нескольких континентах, о чиновничьем произволе и олигархии, о монополизме в экономике, об углублении социально-экономического кризиса и резком падения уровня жизни, о незаконных наказаниях, о превращении судов в «правовую игрушку», о применении пыток исправительных учреждения, следственных изоляторах, местах временного содержания, словом о настоящей анатомии нынешней системы управления, которая установлена благодаря полицейской дубинке и обязана своим существованием насилию. Потому и продолжается блокирование оппозиционных сайтов, наблюдаются случаи давления на представителей независимых СМИ. Вместе с тем, на фоне развивающегося электронного мира правительство бессильно полностью уничтожить критические СМИ. Благодаря деятельности зарубежных СМИ и интернет-телевидения, общество знакомится с оппозиционными идеями. Что касается другой части вашего вопроса, то я хотел бы отметить, что крайне жестокое обращение полиции с активистами, пытавшимися 1 декабря свободно собраться, чтобы призвать к освобождению политзаключенного Салеха Рустамова, зверство, проявленное в отношении Тофика Ягублу, считающегося одним из лидеров оппозиции, наглядно демонстрируют ужасающее положение ситуации со свободой собраний.

Вопрос: Этот год отличался от прежних. В этом году мы впервые победили в войне. Вот почему были большие ожидания, что правительство предпримет шаги в сфере прав человека, освободит политзаключенных. Но ожидания эти не оправдались…

Ответ: Во время Отечественной войны мы стали свидетелями образцовой гражданской солидарности. Оппозиционные партии, представители гражданского общества, правозащитники и представители СМИ, критиковавшие до войны политику правительства, проявили солидарность. Мы ожидали, что и официальные круги отреагируют аналогичным образом. Освобождение значительной части оккупированных территорий подняло в общественном мнении рейтинг  правительства, а если говорить конкретнее, главы государства, но это только способствовало дальнейшему игнорированию инакомыслия, увеличило разрыв между гражданами и должностными лицами и усилило насилие со стороны правоохранительных органов, полицейское насилие приняло еще более ожесточенный характер.

Вопрос: Конец года запомнился амнистией Победы, голодовкой известного как политзаключенный Салеха Рустамова, задержанием и избиением  политического активиста Тофика Ягублу за участие в акции протеста под лозунгом «Свободу Салеху Рустамову!». Примечательно, что эти события произошли накануне Международного дня прав человека и саммита Восточного партнерства Европейского союза. Как Вы думаете, не могли ли те, кто способствовал этим негативным событиям, сознательно провоцировать правительство?

Ответ: мое мнение по этому вопросу конкретное: давать указания о задержании в Азербайджане одного из известных лидеров оппозиции Тофика Ягублу, подвергать его пыткам в отделении полиции,  вывозить из города с мешком на голове и вновь избивать, сделать лицо неузнаваемым, мало того, еще и сфотографировать,  а затем отпустить восвояси за 70-80 км от Баку, это приказ уровня  какого-то высокопоставленного офицера или главы МВД Эйвазова, но даже и не главы СГБ  Али Нагиева.  Это прямое указание с государственной верхушки, по-моему, здесь неуместно говорить о какой-либо провокации.  Мы наблюдаем за происходящим, ссылаемся на опыт и делаем выводы.

Ответ: Мое мнение по этому вопросу конкретно: указание задержать одного из известных лидеров оппозиции в Азербайджане Тофика Ягублу, подвергнуть его пыткам в отделении полиции, вывезти из города с мешком на голове, подвернуть повторному избиению до неузнаваемости, мало того, сфотографировать после этого, а затем высадить в 70-80 км от Баку не мог ни один высокопоставленный чиновник, полицейский. Даже министр внутренних дел Вилаят Эйвазов, глава Службы Национальной Безопасности Али Нагиев – не уполномочены принимать такие решения. Это прямое указание с самих верхов государства. Полагаю,  говорить о какой-либо провокации и тому подобном неверно. Мы отслеживаем происходящее, ссылаемся на опыт и делаем выводы.

Sual: Ölkədəki insan haqlarının durumuna beynəlxalq reaksiya necədir? Qənaətbəxş hesab etmək olarmı? 

Cavab: İnsan hüquqları sahəsində fəaliyyət göstərən beynəlxalq quruluşların, eləcə də siyasi güc mərkəzlərinin hesabatlarından da görünür ki, Azərbaycanda bu sahədə vəziyyət qeyri-qənaətbəxşdir. Vaxtaşırı olaraq Human Rights Watch, Amnesty International, Freedom House, Norwegian Helsinki Committee öz hesabat və mövqe sənədlərində konkret faktlara söykənib, Azərbaycanda hüquq və azadlıqların ciddi əngəllərlə müşayiət olunduğunu önə çəkirlər. ABŞ Dövlət Departamentinin insan haqlarının durumuna dair  sonuncu illik hesabatının Azərbaycana aid bölməsi  də mövcud durumun acınacaqlı olduğunu göstərir. AŞPA və BMT-nin İşgəncələrə qarşı Komitəsi cari ildə aylardır ki, gündəm olan “Tərtər işi” ilə bağlı ədalətli, hərtərəfli, tam araşdırmanın aparılmasına dair çağırışlar etsə də hökumət etinaz münasibət göstərməkdə davam edir. Qeyd edilənlər onu göstərir ki, hakimiyyət beynəlxalq çağırışların hələ ki, heç bir əməli nəticə doğurmadığından, arxayınlayşıb sərt idarəetməni davam etdririr. Xüsusilə, Saleh Rüstəmli ilə bağlı beynəlxalq dairələrin susqunluğu, adekvat reaksiya göstərməmələri, açıq ritorikaya üstünlük verməmələri məyusedicidir.

Вопрос: Какова международная реакция на ситуацию с правами человека в стране? Можно ли считать ее удовлетворительной?

Ответ: Отчеты международных правозащитных организаций, а также центров политической силы показывают, что ситуация в Азербайджане в этой сфере неудовлетворительна. Время от времени Human Rights Watch, Amnesty International, Freedom House и Norwegian Helsinki Committee  (Норвежский Хельсинкский комитет), основываясь на конкретных фактах в своих отчетах и ​​позиционных документах, указывают на то, что права и свободы в Азербайджане серьезно ущемляются. Раздел последнего годового отчета Госдепартамента США о ситуации с правами человека в Азербайджане также показывает, что существующая ситуация плачевна. Хотя ПАСЕ и Комитет ООН против пыток призывают к справедливому, всестороннему и тщательному расследованию «Тертерского дела», которое в этом году уже несколько месяцев стоит на повестке дня, правительство продолжает игнорировать его. Все это говорит о том, что правительство уверено, что международные вызовы не будут иметь никаких практических последствий и продолжает осуществлять жесткий контроль. И то, что международное сообщество, в частности в связи с делом Салеха Рустамова хранит молчание, не проявляет адекватной реакции и избегает открытой риторики, вызывает разочарование.

Hələlik İnsan Hüquqları üzrə Müvəkkil Səbinə Əliyeva ilə görüşümüz olub, əməkdaşlıq yollarına baxılıb, qərara gəlinib ki, rübdə bir dəfə təmaslarımız olsun. Daxili İşlər Naziriliyinin Mətbuat Xidmətinin KİV və ictimaiyyətlə əlaqəlar şöbəsinin rəisi Elşad Haciyev müraciətimizə müsbət cavab verərək əməkdaşlığa razılıq verib, bunun qarşılıqlı fayda verəcəyi tərəfimizdən qeyd edilib. Eynu zamanda, Milli Məclisin İnsan hüquqları komitəsinin sədri Zahid Oruc “Müdafiə Xətti” ilə görüşə hazır olduğunu media üzərindən ifadə edib. Yaxın günlərdə bunun baş tutacağına inanıram və qeyd edirəm ki, hökumət dairələri ilə ünsiyyətimiz şəffafdır, görüşün gündəliyi və nəticələri cəmiyyət üçün açıqdır. Məramımız Azərbaycanda hüquqa dayanan dövlətin, vətəndaşa söykənən cəmiyyətin bərqərar olmasında cüzi də olsa töhfə verməkdir. 

Вопрос: Проводят ли правозащитники какие-либо консультации с правительством по поводу ситуации с правами человека? Идет ли совместный поиск выхода? Или же правительство не приемлет  правозащитников и не находит нужным исправлять эту ситуацию? В целом, в чем вы видите способ улучшить ситуацию с правами человека?

Ответ: Не секрет, что «Линия защиты», соучредителем которой я являюсь, известна как организация, справедливо критикующая правовую политику правительства и политику в области прав человека. Как упоминалось выше, это отражено в наших еженедельных бюллетенях и ежемесячных отчетах. Вместе с тем, мы заинтересованы в открытых контактах с государственными чиновниками, в частности с омбудсменом и представителями правоохранительных органов, для улучшения, продолжающей ухудшаться, ситуации. Пока что мы встретились с Уполномоченным по правам человека Сабиной Алиевой, рассмотрели пути сотрудничества и решили устанавливать контакты раз в квартал. Начальник отдела по связям с общественностью и СМИ пресс-службы МВД Эльшад Гаджиев дал положительный ответ на наше обращение и согласился сотрудничать, отметив, что это будет взаимовыгодно. В то же время председатель парламентского комитета по правам человека Захид Орудж выразил готовность встретиться с «Линией защиты» через СМИ. Полагаю, что это произойдет в ближайшие дни, и отмечаю, что наше общение с правительственными кругами прозрачно, повестка дня и результаты встречи открыты для общественности. Наша цель - внести хоть какой-то вклад в создание в Азербайджане правового государства и гражданского общества.

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей