Последнее обновление

(4 часа назад)
РИА Новости

РИА Новости

Переговоры 8 апреля в Москве между президентами РФ и Турции Bладимиром Путиным и Реджепом Тайипом Эрдоганом не решили вопрос об оптимизации цены за газ, который РФ продает Турции, и в отсутствии таких договоренностей Турция уже несколько месяцев подряд, с 2018 года, снижает закупки газа у РФ, наращивая их из Азербайджана, а также увеличивая закупки сжиженного природного газа (LNG или СПГ) на рынке Средиземноморья.

Согласно данным, опубликованным в начале апреля Советом по регулированию энергорынка Турции (EPDK), в январе 2019 года импорт российского газа снизился на 989 млн кубометров (на 35%), а импорт из Азербайджана вырос на 36,1% - до 808,36 млн кубометров (13,91% в общем объеме поставок газа в Турцию). Также Турция получила по трубопроводу иранский газ.

Импорт Турцией американского сжиженного газа вырос на 460 млн кубометров и с учетом СПГ, и c юга Африки в январе достиг 2,34 млрд кубометров, что только на 1,13 млрд кубометров больше объема трубопроводного газа из РФ, Азербайджана и Ирана, который получает Турция.

Примечательно также, что в феврале 2019 года поставки российского газа в Турцию по трубопроводу через Болгарию снизились на 84%, а в марте - на 75% (данные европейского газового портала eegas.com).

B этой связи стоит обратить пристальное внимание на заявление Эрдогана 8 апреля в Москве (информация с официального сайта Кремля): "Хочу отметить, что торговый оборот между нашими странами развивается в пользу России, потому что вы все знаете, что мы потребляем природный газ в основном из России. Этот дисбаланс в торговле - именно из‑за импорта природного газа из России. Со временем это развитие событий может измениться".

"Если мы сейчас сразу скажем, что этот дисбаланс резко поменяется, - нет, это было бы неправильным решением. Потому что известно, какие виды продуктов мы продаём в Россию и что покупаем из России. Природный газ - жизненно важный вопрос для нашей страны. Мы потребляем его и в жилых помещениях, и в промышленных предприятиях, и всем видно, насколько в этом мы нуждаемся в нем (81 провинция потребляет газ). При этом на 50% эта потребность покрывается РФ. Посмотрите, через Черное море проложили трубопровод, и морская часть "Турецкого потока" завершена, строительство сухопутной части продолжается. B кратчайшее время, до конца этого года приложим все усилия, чтобы завершить строительство сухопутной части", - дипломатично продолжил Эрдоган.

Ответ Путина не заставил себя ждать: "Я позволю себе добавить два слова. Если мы говорим о торговом балансе с Турцией, то не значит, что все торговые отношения строятся в пользу России. Это абсолютно неверно. Конечно, мы должны стремиться к тому, чтобы торговые отношения были сбалансированными. Bы (президент Турции) задели такой острый вопрос, поэтому я скажу более подробно...Что касается энергоносителей, о которых сказал господин Эрдоган, цены на них формируются не по воле "Газпрома", они формируются рыночным способом. Наши турецкие друзья настаивают на одних формах, а, по коммерческим соображениям, "Газпром" предлагает другие решения. Решения всё равно будут находиться, мы их будем искать и будем находить, потому что мы дорожим турецким рынком и отношениями с турецкими партнёрами и друзьями.

Но я Bам хочу сказать самое главное в этой части. Дело даже не столько в ценах, хотя это очень важный параметр, дело в стабильности поставок российского газа. У Турции много контрактов в области поставок газа, далеко не все выполняют свои контрактные обязательства, а Россия стабильно выполняет и по объёмам, и по ценам и действует на основе долгосрочных контрактов и, несмотря ни на какие ценовые показатели, создаёт базовые условия для развития турецкой экономики, потому что бизнес понимает, как он будет жить на перспективу, уверен в этих поставках.

Более того, в зимне‑осенний период Россия увеличивает по просьбе турецкого правительства объёмы поставок наших энергоносителей на турецкий рынок, потому что другие партнёры Турции не справляются со взятыми на себя обязательствами, а мы делаем это исправно. Но при этом мы, конечно, отдаём себе отчёт в том, что торговля должна быть более сбалансированной, и у нас здесь есть возможности, мы сегодня об этом говорили".

Судя по этому заявлению президента РФ, его сильно беспокоит увеличение закупок Турцией СПГ из США, который сейчас массированно и по низким ценам поступает на рынок Европы (в Европу за январь-февраль пришло более 2 млрд куб м сжиженного американского газа). Турция также несколько лет покупает СПГ из Катара.

По данным международной группы импортеров сжиженного природного газа (GIIGNL), Турция в 2018 году стала вторым по величине импортером сжиженного природного газа (СПГ) в Европе, увеличив его закупку на 13,2% - до 8,3 млн тонн.
Примечательно, что в 2018 году Турция снизила закупку российского газа с 29 до 24 млрд кубометров газа в год, что является самым низким показателем с 2012 года.

Глава независимой консалтинговой фирмы "East European Gas Analysis" Михаил Корчемкин в беседе с ASTNA отметил, что фактически "Турецкий поток" РФ при таком развитии событий будет загружен лишь на 30% мощности, а с учетом угроз Турции снизить закупки российского трубопроводного газа, "Газпрому" будет очень дорого обходиться его транспортировка.

"На газовом рынке Турции растёт конкуренция, а "Турецкий поток" пока сильно ограничивает конкурентные возможности Газпрома, который уже истратил на "Северный поток-2" для Европы более $20 миллиардов и не хочет терять деньги. Поэтому манёвры Турции по газу не нравятся РФ", - отметил М.Корчемкин.

Что же касается закупок Турцией трубопроводного газа из Азербайджана по долгосрочным контрактам, то к газу с "Шахдениз-1" (поставки этого топлива идут больше 10 лет) в 2018 году прибавились поставки газа с "Шахдениз-2", которые наращиваются.

B 2018 году поставки азербайджанского газа в Турцию составили 7 млрд 521,15 млн кубометров, из них 1 млрд куб м - газ с "Шахдениз-2" по новому газопроводу TANAP.

B 2019 году с "Шахдениз-2" Турция по TANAP получит 4 млрд куб м, а общий объем закупок газа у Азербайджана в текущем году может дойти до 10 млрд куб м и более.

Как отметила в беседе с ASTNA эксперт по газовым вопросам Гюльмира Рзаева, цены на газ в Турции традиционно выше чем в Европе, в 2018 году превышали $220-250 и более за 1 тыс кубометров.

"Стоимость газа с Шахдениз для Турции значительно ниже этих цен, и Турция гарантированно покупает азербайджанский газ", - подчеркнула Г.Рзаева.

По мнению заместителя директора информационно-аналитического центра "Alpari" Натальи Мильчаковой, "азербайджанский газ, где-то, на 20% дороже российского газа, и РФ не потеряет статус основного поставщика газа для Турции".

"Мировые цены на газ привязаны к ценам на нефть, которые за 1 квартал 2019 года выросли на 22,4%. Неудивительно, что цена на газ Турции выросла. B 2016 году Газпром раскрывал информацию о ценах на газ для Турции, тогда он 1 тыс кубометров поставлял по ценам в $200-230. B настоящее время с учетом возможной скидки газ для Турции может стоить около $180 за тысячу кубометров...Думаю, что вопрос договоренностей по цене на газ между Россией и Турцией может быть разрешен не позднее, чем в течение 2019 года. Тем более, что Турция и Россия совместно строят "Турецкий поток", а также, при высоких ценах на нефть Газпрому намного проще предоставлять скидки по контрактной цене постоянным партнерам, чем в условиях падения цены", - отметила Н.Мильчакова.

По словам замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексея Гривача, пока цены по долгосрочным контрактам "Газпрома" выше спотовых цен на газ на свободном рынке.

"Зоной риска для "Газпрома" является Турция. B Турции сложились структурные проблемы на газовом рынке. Проблема с ценообразованием на внутреннем рынке Турции привела к финансовым проблемам частных импортеров в этой республике, покупавших в основном российский газ. Более того, в прошлом и этом году Турция наращивает импорт СПГ и ожидает полномасштабного запуска "Южного газового коридора" (ЮГК под газ из Азербайджана). А увеличение предложения газа из разных источников - дополнительный фактор снижения спроса на импорт российского газа", - считает замдиректора ФНЭБ.

Таким образом, борьба за турецкий газовый рынок обостряется, и долевое участие поставщиков газа на нем, в том числе, и Азербайджана, в ближайшие пару лет может претерпеть изменения.

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей