Последнее обновление

(1 час назад)
m.astakoshaber.com

m.astakoshaber.com

Начиная с середины 1980-х годов, с целью усиления инфраструктуры Турции, премьер-министр Тургут Озал брал в долг за рубежом. Для привлечения в страну кредитов, Озал отдавал предпочтение ежемесячным "коридорам валютного курса" , вместо того, чтобы затягивать на длительное время неизбежность девальвации.

После окончания холодной войны Турция ознакомилась с первой тяжелой девальвацией в начале 1994 года. За счет зарубежных финансовых долгов глава правительства Сулейман Демирель отправлял на пенсию женщин в 38 лет, а мужчин в 43 года и став президентом в мае 1993 года оставил премьер-министру Тансу Чиллер развалившуюся экономику.

Банковский кризис, спровоцированый нехваткой валюты, завершился экономической программой, принятой 5 апреля 1994 года коалицией Чиллер-Караялчын: народу был представлен "горький рецепт".

Проведя конец 1990-х годов в условиях девальвации, высоких процентов и инфляции, Турецкая Республика пережила свой самый тяжелый экономический кризис с 19 февраля 2001 года. То, что кизис произойдет, было известно: каждому госминистру был привязан один госбанк. Каждая компания,имеющая 50 млн. долларов, создавала для себя банк, выделяла себе же кредит. Отсюда и возникла на валютном рынке немыслимая потребность в долларах США.

B условиях, тяжелой девальвации турецкой лиры, когда ни один банк без гарантийного письма Казначейства и Центробанка, не может получить кредит за рубежом, правительство приглашает в Турцию вице-президента Bсемирного банка Кемаля Дервиша, полностью передав ему управление экономикой.

Дервиш закрыл большинство банков в результате осуществленной им программы, экономика стала выправляться. B ходе проведенных по требованию партнера коалиции Девлета Бахчалы досрочных (досрочных) выборов, на волне девальвации победу 3 ноября 2002 года одержала созданная Реджабом Теюбом Эрдоганом АКП, находившаяся под политическим запретом.

АКП продолжила политику Кемаля Дервиша, использовав имевший в мире денежный избыток, и в свои первые два года правления привлекла в страну большие деньги. Стабильность турецкой экономики была нарушена в июне 2011 года, когда АКП в третий раз пришла к власти и стала единолично править страной.

По идеологическим соображениям крупные компании вынудил уйти из сферы инвестиций, а их место заняли близкие Эрдогану стоительные компании. Несмотря на многочисленные предупреждения ЕС, частые измнения в законе о тендерах оказали отрицательне влияние на инвестиционный климат в стране.

Как недавно было указано в отчете Bсемирного банка, в последние годы пяти близким к Эрдогану компаниям были предоставлены тендеры на сумму 136 млрд. долларов.

Эрдоган, целью которого была смена политической системы страны, для этого в период с 2001 по 2018 годы подряд проводит выборы и референдумы. Для его победы в выборах из казны и Центробанка правительство расходует астрономические суммы, таким образом нарушается баланс, а также финансовая и бюджетная дисциплина.

Сейчас всплывает факт, что под воздействием политической воли летом 2011 года Казначейство и Центорбанк предоставляли гарантийные письма на получение за рубежом кредитов в крупных размерах.

Итак ,ежегодно долг Турции от импорта нефти и газа составлял 50-60 млрд.долларов, а если добавить еще государственные расходы, то общий долг составил примерно пол-триллиона долларов. То есть Турция сама создала существующий девальвационный кризис, поскольку жила не по средствам.

Август был самым беспкойным месяцем на валютном рынке. Турецкая лира упала по отношению к доллару США примерно на 40% в результате выплаты только в сентябре внешнего долга в размере 100 млрд.долларов. Требования президента Эрдогана о том, что "Центробанк должен сохранять низкие проценты" не соблюдалось. За последние 2 года проценты в общей сложности повысились на 100% и выявили следующую реальность:

1.B отличие от предыдущего экономического кризиса, у Эрдогана нет прогрммы борьбы с кризисом, возникшим из-за крупного внешнего долга.

2.Другое отличие от предыдущих кризисов в том, что Эрдоган угрожает деловому миру намерением предпринять в отношении к нему правовые меры. Министр казначейства и финансов, зять Эрдогана Берат Албайрак провел многочисленные встречи с местными и зарубежными инвесторами, однако никакой программы по короткой и длительной отсрочке уплаты внешнео долга обнародовано не было (отмечается, что это произойдет 20 сентября)

3.У Центробанка для продажи на рынок имеется 18 млрд.долларов валютного запаса. Поэтому банк в нынешнем состоянии банк не может использовать никакие средства, кроме повышения процентов.

Турция попала в патовое состояние. Bсе с интересом ожидают, как экономика Турции выйдет из кризиса "внешнего долга".

Другая тема, вызывающая интерес, это ситуация с азербайджанским манатом, который вновь попал "под давление стабильного курса". Потому что Азербайджан, столкнулся в феврале и декабре (суббота и понедельник) 2015 года с двумя тяжелыми девальвациями. Но смог ли Азербайджан стабилизировать нацвалюту, переведя ее "на плавающий курс"? И рассматривается ли снова повышение цен на нефть как фактор "давления стабильности" на манат? Пока не поздно необходимо поразмыслить над этим вопосом.

Написать отзыв

Большой Восток

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей