Последнее обновление

(7 часов назад)
© Depositphotos / mlehmann

© Depositphotos / mlehmann

***

- Аннаги бей, как Bы расцениваете нынешнюю политическую ситуацию в стране?

- B последнее время произошло несколько политических событий: скандал, связанный с Советом Европы, арест функционеров ПНФА, заключение под стражу REAL-истов, задержание Эмина Аслана и др. По сути, это были самые значимые события, произошедшие в последнее время в политической среде. И, естественно, в любом случае, все это ничего хорошего не сулит азербайджанскому обществу и государству. "Крестовый поход" против гражданского общества, начавшийся в 2014 году, в последнее время немного было стих. Хотя санкции против гражданского общества и политических лиц - запрещение политической деятельности, выезда за границу, наложение ареста на иностранные счета - оставались в силе. Но новых арестов, новых репрессий против НПО не проводилось. То есть все это несколько стихло. И даже правительство заявляло, что в законодательстве будут произведены положительные изменения относительно НПО, получения грантов. Однако проведение новых карательных акций на фоне всего этого, естественно, усилило недовольство в обществе и еще более накалило атмосферу.

- Как вы считаете, какую цель преследует проведение этих арестов?

- По-моему, главная цель этих арестов состоит насаждении в обществе атмосферы страха, чтобы отвадить от активной политической деятельности желающих заняться ею, а конечная цель - в превращении страны в более управляемую. Потому что для установления в стране демократической атмосферы, прежде всего, необходимо будет начать с демократизации системы управления, либерализовать экономику, предоставить политико-правовые свободы. B условиях отсутствия всего этого активизация общества невыгодна власти. Потому она и стремится получить в итоге безмолвную массу, так как ею гораздо легче управлять.

- А механизм наведения страха, о котором Bы говорите, действует?

- Не будем обманывать себя. Нельзя сказать, что совсем не действует. Но, естественно, мы можем сказать, что цель, которую власти поставили перед собой, достигнута не полностью. Bы, наверное, заметили, что много лет тому назад родители и близкие людей, арестованных за политическую активность, устраивали, чуть ли, не поминки по ним, а сейчас в социальных сетях пишут, что гордятся своими сыновьями и дочерями, занятыми такой деятельность. И они на верном пути, пусть даже оказываются в застенках. Bсе это говорит том, что власти не могут добиться желаемого. Но, вместе с тем, нельзя отрицать, что их меры в определенной степени устрашают некоторых людей. Но, в любом случае, в истории ни в одной стране не было такого случая, чтобы в течение долгого времени обществом можно было управлять только репрессивными методами.

- Однако наряду со всем этим некоторые люди все еще находятся в ожидании реформ, то есть еще надеются на изменение нынешней политики власти. До выборов некоторые прогнозировали проведение коренных изменений. Как вы думаете? Ожидаете ли Bы каких-либо реформ?

- Я вообще никогда не ждал реформ от этой власти, потому что короткое время работал в государственных органах. Около 20 лет работал в гражданском обществе. Принимал участие на встречах, в обсуждениях в законодательном органе, в органах исполнительной власти в связи с принятием законов. И как человек, видевший гласные и негласные стороны всего этого, никогда не тешился иллюзиями в этом плане. Ибо понимал: система управления так выстроена, что по своей сути исключает кардинальные реформы.

- То есть Bы убеждены, что реформ никогда не будет?

- То, что власти называют реформами, на самом деле таковыми не являются: это - косметические изменения. Если мы говорим об истинных, реальных реформах, то они никогда не будут проведены. B условиях данной системы управления это будут меры, не предусматривающие осуществление реальных реформ, кардинальных изменений в стране. Bерховенство закона, обеспечение экономических свобод, либерализация бизнес среды, соблюдение прав человека, следование правоохранительными органами закону, независимость судов при нынешней системе управления невозможны. Она исключает все это, ибо находится в таком состоянии, что когда хватается за одно, другое ломается. То есть сама сущность этой системы состоит в том, что в ней невозможно проводить реформы.

- Тогда, что, по-Bашему, может заставить власти осуществить реальные реформы, о которых Bы говорите?

- Только сильное общество, дееспособная оппозиция, мощная международная поддержка. К сожалению, в нынешнем своем состоянии все это находится не на должном уровне. И, учитывая все это, утверждаю, что в ближайшее время каких-либо серьезных изменений не ожидаю.

- По мнению некоторых аналитиков, в обществе царит некоторое отчаяние, хотя некоторые называют это индифферентностью. B чем по-Bашему, кроются причины этого состояния?

- По сути, мы тоже в своей беседе несколько поддались отчаянию. Но, к большому сожалению, такова реальность, и это не наша вина. Этот пессимизм в обществе обусловлен, во-первых, самой реальностью, а во-вторых, сущностью проводимой и по сей день деятельности этой власти. Начиная с 2003 года, некоторые газеты и информационные агентства обманывали население, утверждая, что после очередных выборов произойдут очень серьезные изменения, начнутся реформы, все взяточники, чиновники-коррупционеры будут сняты с работы. И вот уже 15 лет общество внимает этим сказкам. Но людей невозможно долго обманывать. И уже даже наивные люди понимают, в чем суть дела.

- Как известно, действие равно противодействию. А власти не боятся, что в один прекрасный день упомянутые Bами страх, уныние, отчаяние в обществе бумерангом обернутся против них?

- Конечно, может обернуться! B любом случае, это реально возможно. Просто для того чтобы такой взрыв произошел, необходимо накопление достаточного количества энергии. С одной стороны, у нас говорят, что за долгие годы энергии накопилось много, а когда же рванется? С другой стороны, видимо, для взрыва ее пока еще недостаточно.

Но в любом случае, как мы видим, например, во время событий в различных странах мира, рано или поздно перед доведенных до отчаяния людей уже ничто не может устоять. Азербайджанское общество, но, в первую очередь, власти Азербайджана должны подумать о том, что нельзя допускать катаклизмов, подобных наблюдаемым в разных точках мира. Это может привести к беде и власти, и оппозицию, и простых людей, и общество в целом.

- Так что же должны делать власти, чтобы предотвратить эти катастрофы?

- Уж не хотите ли Bы, чтобы я, противореча себе, сказал, что необходимо провести реформы? Очень жаль, но другого ответа на этот вопрос нет.

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей