Последнее обновление

(6 часов назад)
Нет чувства конкуренции на государственном уровне

***

- Лейла ханум, Европейский Союз предоставил финансовую помощь странам Восточного партнерства для борьбы с пандемией COVID-19. Грузия получила 183 миллиона евро, Беларусь - 60 миллионов евро, Молдова - 87 миллионов евро, Украина - 190 миллионов евро, а Армения - 92 миллиона евро. Но среди этих стран Азербайджан выделил наименьшее финансирование (14 миллионов евро). Это в Азербайджане  вызвало спор. Как вы думаете, почему Европейский Союз выделил Азербайджану наименьшую финансовую помощь? Это связано с текущими отношениями?

- Первый фактор заключается в том, что Азербайджан является единственной страной с достаточными природными ресурсами среди стран программы «Восточное партнерство». Это богатая нефтью страна. И вообще, отношения между Европейским Союзом и Азербайджаном, которые продолжались 20 лет, показывают, что Азербайджан, в отличии от других стран, не так финансово зависим от этой организации. Потому эта помощь всегда была очень мала по сравнению с нефтяными доходами и бюджетом. Но более важным фактором является  эффективность  использования помощи. Эффективность  зависит от уровня коррупции. Имя Азербайджана уже несколько лет фигурирует в крупных международных коррупционных скандалах. Коррупция, незаконное присвоение денег в руках небольшой элиты, конечно, мешает Европе помогать Азербайджану. Третий фактор заключается в том, что Азербайджан все еще отодвигает подписание соглашения. В этом отношении Азербайджан отстает практически от всех стран Восточного партнерства. Соглашение с Европейским Союзом еще не подписано.

- В тоже время  нельзя вспомнить   программы помощи России для  постсоветских  стран. Но Европейский Союз оказал помощь. Должно ли правительство Азербайджана извлечь уроки  от таких шагов со стороны России и Европейского Союза?

- Отношения Азербайджана с Россией не связаны с материальными факторами. Даже наоборот. У России есть некоторые финансовые ожидания от Азербайджана. Основной вопрос здесь политический. Вопрос политической поддержки. Путин вообще поддерживает все авторитарные режимы. Конечно, Азербайджан также нуждается в поддержке. Россия сохранила свое влияние в регионе. Она может повлиять на Азербайджан через Карабах. Или есть возможность напрямую влиять на политическую ситуацию в стране. То есть у нас очень интересные отношения с Россией. С одной стороны, эти отношения основаны на страхе, с другой стороны, Путин нужен как защитник авторитарных лидеров. Но в целом самоконтроль режима основан на балансирующей политике. То есть для них важно не быть рядом с Россией или Европой. Азербайджан играет в игру между двумя сторонами. На этой основе режим поддерживает свое существование.

- Этот кризис приблизит Азербайджан к Евросоюзу? Или близость к России сохранится во имя сбалансированной внешней политики? Кстати, после последних парламентских выборов президент Ильхам Алиев  выступил с позитивными заявлениями о Евросоюзе.

- Пока неизвестно, какая страна выйдет из этого кризиса. Эксперты говорят, что международные отношения в целом могут измениться. Эпидемия показала, что некоторые авторитарные страны пытаются защитить своих граждан более эффективно и быстрее, чем демократии. То есть пока неясно, что будет дальше. Но это важно. Потому что наше правительство фактически является оппортунистическим правительством. Оно будет примыкать  к Западу или Востоку, Россию с точки зрения того, чья позиция сильнее. Нельзя предугадать. Если позиция России ослабнет, и она не сможет преодолеть кризис, Азербайджан может стать ближе к Евросоюзу. Неизвестно, как Россия преодолеет этот кризис. Потому что цены на нефть упали до очень низкого уровня. Эти факторы могут определить сближение Азербайджана с Европой.

- Азербайджан - единственная страна Восточного партнерства, которая не подписала соглашение о стратегическом партнерстве  с Европейским союзом. Даже Армения и Беларусь подписали соглашение. Что мешает правительству Азербайджана подписать соглашение с Евросоюзом?

- Это понятно, и правительство понимает, что интеграция требует изменений. Страна должна измениться и проводить реформы. Конечно, оно не хочет этого делать. Даже сейчас он не подписывает соглашение из-за этого разговора о реформе. Раньше казалось, что единственной проблемой является политическая реформа. Но это не единственная проблема. Потому что предложенное нам соглашение похоже на соглашение, подписанное с Казахстаном. Например, оно  отличается от соглашения с Арменией. Соглашение с Арменией предусматривает очень серьезные политические реформы. Потому что Армения действительно хочет быть европейской страной. Азербайджан хочет только экономического сотрудничества для защиты своей власти. Соглашение с Казахстаном предусматривает серьезные экономические реформы в стране. Другими словами, Азербайджан может подписать соглашение, но опять-таки  без обязательств об экономических  реформах.  Потому что эти реформы будут в первую очередь угрожать монополиям. Они не хотят отказываться от монополий. Поэтому подписание соглашения затягивается, и неизвестно, каким будет результат.

- Когда может быть подписано соглашение об ассоциации? Планируются ли такие переговоры или встречи в ближайшем будущем? В недавних заявлениях официальные лица Азербайджана отмечали, что согласованы  90 процентов вопросов соглашения. Учитывая последние события и международные отношения, готова ли азербайджанская сторона подписать это соглашение?

- Конечно, это зависит в первую очередь от Азербайджана. Если Азербайджан почувствует, что у него нет другого выбора, он подпишет соглашение. Другими словами, с одной стороны, нефтяные деньги истощаются, цены на нефть упали на мировом рынке, Азербайджан видит, что Россия ослабла и сократила свою поддержку, Европейский Союз выходит из кризиса, в таком случае  мы можем ожидать, что это соглашение будет подписано. Ситуация все еще неопределенная. К сожалению, мы потеряли период, когда в 2006 году состязались за лидерство в регионе  с Арменией и Грузией. Теперь личные и политические интересы элиты перевешивают национальные интересы. И больше нет этого чувства конкуренции на государственном уровне. Теперь их не волнует отставание. Они  сфантазировали   для себя какой-то  стратегический путь развития, который не должен поколебать их положение  и  реформы не могли бы  угрожать им.

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей