Показ "Ангелы Вселенной" вызвал дискуссию о шизофрении и о табу в области психического здоровья
В Hello Cinema состоялся показ фильма "Ангелы Вселенной". В показе фильма приняли участие модератор Джавид ага, врач-психиатр Фахмин Хагвердиев и врач-психиатр, доктор философии по медицине Гюлай Мамедзаде. Фильм и обсуждение были посвящены шизофрении и восприятию самоубийства, одной из чувствительных тем общества. Фильм вышел на оригинальном исландском языке, а субтитры и обсуждение - на азербайджанском. Сообщается, что фильм на 70 процентов отражает реальность. Основная тема фильма была связана с самоубийствами людей с шизофренией.
В ходе обсуждений приглашенные гости затронули много тем. Участники дискуссии отметили, что эта тема в настоящее время является одной из актуальных, которая не обсуждается в открытой форме в обществе и считается табуированной. Именно обсуждение было главной целью Джавида ага после демонстрации фильма. "Ангелы Вселенной" должен был выйти на экраны в сентябре, когда отмечается Всемирный день борьбы с самоубийствами, но по некоторым техническим причинам показ и обсуждение состоялись 21 октября.
Дискуссия началась с того, что эксперты дали определенные разъяснения по основным сценам фильма, который открывает зрителю темы шизофрении и самоубийства в жизни главного героя Пола. "Ангелы Вселенной" снят по одноименной книге Эйнара Мара Гудмундссона. Было показано, что пол очень серьезно интересовался живописью и музыкой. Его друг говорит ему, что он станет художником, как Ван Гог. Это потому, что в его картинах чувствуется более необычный подход.
Эксперты отметили, что у людей, склонных к шизофрении, не все время наблюдается обострение.
"У нас есть пациенты, которые обращаются так, что в течение 6 лет мы держим их под наблюдением. 6 из 9 пациентов могут в конечном итоге стать шизофрениками. Но остальные 3 могут продолжать свою нормальную жизнь с другим мышлением и привычками. Это потому, что душа - это форма восприятия событий. Другие смогли превзойти психологические переживания. Но 6 человек не смогли пережить травмирующеие события, и оно перешло в стадию шизофрении”. – Фахмин Хагвердиев
В фильме Пол не может смириться с тем, что его любимый парень расстается с ним. Здесь тоже все начинается. Все вокруг говорят, что это пройдет, и есть другие девушки. Но для пола эта девушка просто существует. Пол уже испытывает головные боли. После этого он переживает жестокое поведение по отношению к своей семье, отчуждение от друзей, неспособность ладить с людьми и рисование совершенно разных картин в своей комнате. Кроме того, он слышит звуки и видит галлюцинации. Его семья госпитализирует пола. Там он знакомится с другими людьми, которые видят себя в разных образах, таких как он сам.
Тема превосходства разума шизофреников над другими также затронута в фильме. Эксперты отметили, что такой подход однозначно неверен.
"Поскольку взгляды шизофреников на жизнь отличаются от взглядов обычного человека, их подходы часто более креативны и отличаются. Но при этом из-за контрацептивов и воздействия лекарств, они не могут использовать способности”, - говорит Фахмин Хагвердиев.
В фильме у них есть шанс выписаться из больницы на один день. Они ходят в ресторан, где ходят очень дорогие и элитные люди, едят и пьют. Никто не понимает, пока они сами не скажут, что они шизофреники.
"Поверьте мне, они действительно очень умны и интеллектуальны. Когда вы разговариваете с ними, невозможно увидеть разницу между ними и другими людьми. Это просто понимание во время атак”. - Гюлай Мамедова
В ходе обсуждения также говорилось о том, как применяется подход к людям, которые не хотят, чтобы их лечили.
В фильме семья пола насильно отправляет его в психологический диспансер, потому что он уже причинил физический и психологический вред другим людям. Насколько этично помещать всех людей на принудительную терапию или в больницу?
"Если человек не наносит вреда жизни других людей и не ожидает опасности, мы предписываем лечение дома. Иногда люди просят о госпитализации, так как не чувствуют себя некомфортно дома. В данном случае мы этого не делаем, потому что лечебном учреждении они полностью оторваны от общества. Это также часто приводит к самоубийствам”. - Гюлай Мамедова
"Мы не можем никого привлекать к принудительной терапии. Когда человек сам обращается, мы ему помогаем. Однако при шизофрении ситуация иная. Они находятся под наблюдением врача, и когда они причиняют вред другим людям, принимаются строгие меры предосторожности”.
В фильме отмечается, что нельзя постоянно держать пациентов под наркозом, но врачи ничего не могут сделать.
"Обычно количество врачей, лиц, осуществляющих уход за пациентами, медсестер должно быть большим, чтобы им уделялось особое внимание и меньше применялись анестетики. И это сейчас нереально".
В другой части подчеркивается, что такие фильмы и темы не обсуждаются.
Следует ли говорить о самоубийстве в открытой форме? Почему табу говорить о шизофрении или какой-то психологической проблеме?
По мнению экспертов, наличие множества табу в обществе на самом деле приводит к появлению нездоровых подходов. Достоверность разработки темы самоубийства в СМИ была поставлена под сомнение. Фахмин Хагвердиев отметил важность разговора об этом в нужном месте и в нужное время.
"Мы не должны говорить об этом в присутствии людей, склонных к суициду или которые часто говорят об этом. Это, конечно, может ввести их в заблуждение”.
Но разговор о проблемах, которые могут возникнуть в психологии человека, помогает людям осознавать друг друга и, самое главное, то, что происходит внутри самого человека.
Обсуждение было дополнительно раскрашено на основе вопросов и комментариев, которые задавали зрители. Среди гостей были психологи и люди, глубоко интересующиеся психологией.
Один из зрителей задал вопрос о том, является ли шизофрения болезнью. Однако эксперты заявили, что шизофрения, как и другие психологические проблемы, не является заболеванием.
"Например, у человека с разбитым сердцем закупорка артерий. Мы лечим или лечим его лекарствами. Это болезнь. Но при шизофрении не так. Человек подверженный шизофрении должен постоянно находиться под присмотром. И это патология, как и другие психологические проблемы”.
Один из комментариев, сделанных в ходе обсуждения, касался отношений между психологом и человеком, который к нему обращается.
"Психологи не должны напрямую вмешиваться в эго человека, который к нему обращается. При посещении психолога необходимо глубоко изучить его подходы, методики. Если психолог подходит к противоположной стороне в форме, которая оставляет унизительный и негативный эффект, необходимо немедленно уйти оттуда”.
В конце дискуссии был задан вопрос «Можно ли вылечить или предотвратить шизофрению?»
Гулай Маммедова: "Родители и школьные психологи в школе должны постоянно следить за детьми. А сейчас это не очень реально. В школах необходимо анализировать рисунки и поведение детей. Родителям следует обратиться к специалисту, когда они замечают различное поведение у своих детей. Мы можем просто отслеживать и замедлять процесс склонности к шизофрении. В нашей жизни с нами постоянно происходит много событий, успешных или неудачных. Каждый мозг воспринимает их по-разному. Мы не можем знать, что может вызвать у человека шизофрению. Вот почему мы не можем сказать, что однажды это не осядет в мозгу. А когда это произойдет, пути назад не будет. Я говорю, что 99 процентов людей, которые обращаются, говорят, что у 40-летнего человека больше не разовьется шизофрения. Но могут быть и другие психологические проблемы”.
Обсуждение раскрывает многие проблемы, которые в настоящее время существуют в обществе, например, таких как недостаточное количество психологов в школах и университетах, недостаточное внимание к детям, недоступность психологов для людей с психологическими трудностями.
Относительно количества психологов в образовательных учреждениях специалисты считают, что их число должно быть увеличено и эта сфера должна поддерживаться государством. 27 февраля 2020 года премьер-министр Али Асадов подписал постановление, согласно которому численность штата психологов в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях определяется следующим образом: на 1000 человек один психолог, на 1000-3000 человек 2 психолога, на более 3000 человек три штатных психолога.
Кроме того, в постановлении указывается, что численность штата психологов в частном общеобразовательном учреждении должна определяться высшим органом управления данного учебного заведения.
Однако эксперты считают, что привлеченные психологи непременно должны периодически проходить курсы повышения квалификации, чтобы соответствовать вызовам времени.
Написать отзыв