Последнее обновление

(3 часа назад)
PHOTO/REUTERS  -   OPEC oil ministers file photo before the start of the 14th Meeting of the OPEC Joint Ministerial Monitoring Committee in Jeddah, Saudi Arabia, 19 May 2019

PHOTO/REUTERS - OPEC oil ministers file photo before the start of the 14th Meeting of the OPEC Joint Ministerial Monitoring Committee in Jeddah, Saudi Arabia, 19 May 2019

Примечательно, что из указанных 5 «отцов-основателей» Альянса, две богатейшие нефтью страны — Венесуэла и Иран с доказанными запасами «черного золота» в 300 млрд баррелей и 160-200 млрд баррелей соответственно, переживают кризис в связи с действием международных санкций, инициированных США.

Из-за санкций, направленных США на отстранения от власти в Венесуэле Николаса Мадуро (избран в 2018 году), экспорт нефти этой страной снизился до 200-400 тыс баррелей в сутки — самого низкого уровня за 80 лет, причем он в основном осуществляется по схеме «нефть в обмен на дизельное топливо», по которой по специальным разрешениям Казначейства США нефть у Венесуэлы могут покупать, например, итальянская Eni, испанская Repsol, индийская Reliance Industries, таиландская Tipco для своих заводов.

РФ и Иран пытались обойти эти санкции, однако такие попытки пресекаются нынешним руководством США с тем, чтобы не позволить администрации неугодного Мадуры обогащаться за счет основного ресурса — нефти и подтолкнуть его к отставке.

Администрация Дональда Трампа в 2018 году инициировала и санкции против Ирана, считая его пособником международного терроризма и разработчиком ядерного оружия, хотя прежний глава Белого Дома Барак Обама в 2015 году вместе с другими мировыми державами заключил с Ираном сделку по Совместному всеобъемлющему плану действий, что позволило стране спустя почти десятилетие экспортировать свою нефть.

 Статистика ОПЕК показывает, что добыча нефти Ираном сократилась вдвое с 2018 года — до 1,9 млн баррелей в сутки, а средний показатель экспорта за 2 года новых санкций упал в 9 раз — до 287 тыс б/с (данные за январь-август 2020 года).

Китай и Сирия - единственные страны, открыто покупающие иранскую нефть. Иран пытается отправлять топливо и в Венесуэлу, в Малайзию, Индонезию, однако такие операции подвержены риску.

Президент Ирана 13 сентября заявил, что выручка ИРИ от продажи нефти в 2011 году была $120 млрд, но к 2019-20 гг сократилась до $18-20 млрд. Статистический центр Ирана признал, что фактор падения добычи и экспорта нефти отражается на снижении ВВП республики.

Ирак является одним из важнейших мировых игроков на рынке нефти, т.к. его разведанные запасы «черного золота» оценены в 153 млрд баррелей (8-9% от мировых запасов нефти) и по резервам нефти Ирак уступает лишь Венесуэле, Саудовской Аравии, Ирану и Канаде.

Однако из-за длительных военных действий на территории Ирака — в 2003-11 гг с целью свержения правительства Саддама Хусейна, и не утихающих до сих пор конфликтов между разными повстанческими группировками, экономика Ирака подорвана, и страна с трудом выполняет свои обязательства перед ОПЕК.

Соседствующий с Ираком Кувейт с запасами нефти в 102 млрд баррелей также пережил многочисленными и кровопролитные раздоры (до середины 90-х), но за истекший период смог восстановить свою экономику, которая больше чем на 50% зависит от нефти.

Саудовская Аравия с запасами нефти в объеме около 270 млрд баррелей является в настоящее время лидером ОПЕК.

Королевство вот уже 75 лет поддерживает стратегические партнерские отношения с США (запасы нефти — около 50 млрд баррелей, по оценкам BP), что вкупе с разумной внешней политикой, тесными отношениями с МВФ, Всемирным Банком, ВТО, европейскими государствами и странами мусульманского мира позволяет Саудовской Аравии иметь важное влияние на мировые процессы.

Завися на 80-95% от нефти, Саудовская Аравия заинтересована в прогнозируемых и разумных, умеренных мировых ценах на «черное золото», которые бы позволили ей стабильно развивать свою экономику и всегда находить покупателей на нефть.

Вызовы-2020

Именно нахождение покупателей на нефть оказалось в 2020 году под угрозой из-за пандемии коронавируса COVID-19 и рецессии экономик почти всех стран мира в следствии жестких карантинных мер.

ОПЕК, которая в настоящее время объединяет 13 государств, а с 2016 года поддерживает тесные консультации и с другими нефтедобывающими странами мира, в 2020 году фактически проходит проверку на жизнестойкость и способность регулирования проблем после того, как Саудовская Аравия и РФ (крупнейший производитель нефти вне ОПЕК) развязали войну за доли на рынке и обвалили в марте мировые цены на нефть до 30-летнего минимума.

Отметим, что в рамках ОПЕК именно Саудовская Аравия с 1982 году курировала квоты по добыче нефти участниками Альянса, и этот механизм стал основным инструментом воздействия ОПЕК на нефтяной рынок.

Несмотря на то, что многие страны мира пытаются отказаться от традиционных видов топлива в пользу возобновляемых и экологичных, потребность в нефти и газе останется в промышленности и в транспорте еще на многие десятилетия.

На страны-члены ОПЕК приходится около 75% всех разведанных мировых запасов нефти, а доказанные запасы нефти стран Альянса оценены в более 1,2 трлн баррелей.

Таким образом, участники ОПЕК имеют реальное и серьезное влияние на развитие мировой экономики.

Пандемия COVID-19 и паника на глобальных финансовых и сырьевых рынках заставила страны мира в апреле 2020 года объединиться под эгидой ОПЕК с целью выработки решений, которые позволили бы вернуть ценам на энергоносители стабильность, отрегулировать ситуацию со спросом и предложением и обеспечить справедливой прибылью тех, кто инвестирует в нефтегазовую отрасль.

12 апреля 2020 года страны ОПЕК+ (в сделке по стабильности участвовало 23 страны) смогли заключить соглашение, по которому в мае-июле текущего года они обеспечивали суммарное суточное сокращении добычи нефти на 9,7 млн баррелей в сутки, а с августа и до конца года ограничение ослаблялось — общее снижение добычи на 7,7 млн б/с.

С января 2021 года и до конца апреля 2022 года — еще на 5,8 млн б/с.

Эти меры призваны убрать с мирового рынка лишнюю нефть и вернуться к ценам в $60-70/баррель, которые всех устраивают.

Критика 

Данное соглашение ОПЕК+ примирило конкурентов, однако многие аналитики считают, что затишье не будет долгим, и ведущие игроки на рынке нефти либо не захотят придерживаться согласованных квот либо будут продавать свою нефть по демпинговым ценам.

Подобная ситуация была в конце 80-начале 90-х годов XX века, что привело тогда к ослаблению роли ОПЕК.

К 2000-ым годам ситуация стала налаживаться, т.к. ОПЕК иногда предоставляла освобождения от квот и активно реагировала на ситуацию со спросом на нефть.

Но в 2010-х ОПЕК было сложно координировать действия Саудовской Аравии и Ирана, а также пришлось признать появление такого вызова, как сланцевая революция в США.

В результате к 2020 году США, Саудовская Аравия и РФ стали добывать практически одинаковые объемы нефти (около 11-13 млн б/с) и рынок столкнулся с угрозой перегрева.

В апреле 2020 года Россия и Саудовская Аравия согласились, что будут снижать добычу от базового показателя в 11 млн баррелей в сутки — в мае-июле на 23%, в августе-декабре — на 18% и в январе 2021-апреле 2022 года — на 14% соответственно, однако уже в сентябре эти ключевые в сделке ОПЕК+ страны заговорили о желании повысить доли на мировом рынке нефти.

Ряд других стран-участниц сделки ОПЕК+ был «уличен» в перепроизводстве нефти, и эксперты предположили, что апрельское соглашение может скоро развалиться.

По мнению экономиста, специализирующегося на рынках нефти, Анаса бин Фейсаля Аль-Хаджи, пришло время реформировать ОПЕК, т.к. спустя 60 лет эта организация не может справиться с реалиями мировых нефтяных рынков.

«Любой успех в сокращении добычи и росте цен на нефть фактически обусловлен индивидуальными действиями стран-производителей, в основном, Саудовской Аравией, США, РФ, а не членами ОПЕК. Ключ же в успехе — в создании инвестиционного сотрудничества между нефтедобывающими странами мира, а для этого требуется реструктуризация ОПЕК», — считает этот эксперт.

Объясняя необходимость реструктуризации ОПЕК, арабский экономист указывает на две основные причины. 

«Во-первых, в старом соглашении о создании ОПЕК основное внимание уделяется добыче нефти. В 60-х годах добыча контролировалась международными нефтяными компаниями, как и экспорт. Сейчас национальные компании сами контролируют производство, и значительная его часть потребляется в самих странах, часть идет в нефтехимическую промышленность, часть — на нефтеперерабатывающие заводы, часть — на экспорт. На мировые рынки влияет объем экспорта, а не объем производства, а значит ОПЕК в своих решениях надо сосредоточиться не на показателях добычи нефти, а на показателях экспорта, причем не только сырой нефти, но и квотирования по нефтепродуктам и сжиженному газу. Отсутствие этого уже создавало проблемы для ОПЕК в прошлом и создает проблемы сейчас. Ведь некоторые страны классифицируют легкую нефть как газообразную жидкость, и ее экспорт влияет на баланс на рынке. Вторая причина - это метод голосования, при котором, согласно законодательству ОПЕК, требуется единодушное одобрение. Это означает, что любой участник ОПЕК может провалить собрание или решение будет задержано по бюрократическим причинам. Здесь нужны пересмотры системы голосования в зависимости от важности задачи и статуса участника (доле на рынке)», — пояснил Фейсал Аль-Хаджи.

По его мнению, экспорт нефти и ее производных легче контролировать, чем добычу углеводородов, он влияет на бюджеты стран и платежные балансы, а значит и ОПЕК могла бы по показателям экспорта быстрее и эффективнее адаптироваться к рыночной ситуации. 

«Сосредоточение внимания на экспорте сырой нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа дает лучшее представление о роли ОПЕК в удовлетворении глобального спроса на нефть. В свете же доступности информации в режиме реального времени организация может консультировать по перенаправлению некоторых нефтяных перевозчиков, чтобы избежать насыщения на некоторых рынках, и даже помогать в перенаправлении инвестиций.

Также ОПЕК может быть реструктурирована таким образом, чтобы избегать юридического «преследования», в частности от США, ведь на Западе ОПЕК называют монополией. В этом плане апрельская сделка ОПЕК+ с участием Саудовской Аравии, РФ и США — хороший пример для юристов, как нейтрализовать какой-либо закон о запрете ОПЕК», — считает эксперт.

В целом, нет сомнений, что ОПЕК как независимая аналитическая организация, важна.

Как считает эксперт из Energy Intelligence Мэтт Стенли, рынок нуждается в точных прогнозах спроса на нефть, воздействии таких шоков, как COVID-19, и мерах серьезного воздействия.

Для этого ОПЕК придется меняться.

Написать отзыв

Аналитика

Beynəlxalq Mətbuat Azadlığı günü: Azərbaycanda azad media varmı? – Xalid Ağəliyev Çətin sualda



Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей