Последнее обновление

(3 часа назад)
Новости-Армения

Новости-Армения

Победа в войнах завоевывается не только силой оружия – танками, артиллерией и т.п., – но также и благодаря успешной дипломатии, информационной пропаганде и экономическому могуществу. Дипломатия – это искусство заслуживать друзей.  Военная же мощь, как правило, используется против недругов.  

И если заговорили пушки, то государство обязано знать, как можно сразить врага. Здесь, в первую очередь, необходимо дестабилизировать его морально-психологическое состояние, поколебать его уверенность в себе. В стране должны знать, что он весьма коварен и злокознен.

Наряду со всем этим, задолго до того как вы заставите врага подписать акт о капитуляции, вам надо разработать многовекторную  (дипломатическую, информационную, экономическую и т. п.) военную доктрину.  Ибо наступательность предполагает не только политические и военные аспекты, но и экономическую экспансию. Не зря  Наполеон говорил: «Для ведения войны мне необходимы три вещи: во-первых — деньги, во-вторых — деньги и в-третьих — деньги». 

С этой точки зрения, Азербайджан не только доминирует над Арменией на поле боя, но и экономически угнетает, истощает его, обладая  ресурсной экономикой, покрывает военные расходы за счет крупных нефтяных доходов.

Образно выражаясь, благодаря своей экономике Азербайджан, наподобие  английского дворянина Джона Монтегю, пользующегося сэндвичем чтобы не тратить время на трапезу (1), сжимает Армению в тисках вынужденных затрат.

Причем мы делаем это с легкостью.  Попытаюсь объяснить. Если бросить взгляд на основные макроэкономические показатели обеих стран, то совсем нетрудно увидеть, что Азербайджан имеет серьезную и фундаментальную основу для победы в нынешней войне.

Во-первых, объем ВВП: 75% производимого на Южном  Кавказе ВВП приходится на долю Азербайджана, остальные 25% – Грузии и Армении. Армения располагает  ограниченной  в своих масштабах    экономикой. Еще до войны из-за пандемии коронавируса она сильно сдала: только в мае экономический спад в этой стране составил  12,6% относительно ее уровня в мае прошлого года.  Если к этому добавить объем потерь на войне, то легко можно представить, какого уровня достигнет этот регресс. Согласно прогнозам Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и  Международного валютного фонда (МВФ, октябрьский отчет "World Economic Outlook"), к концу 2020 года экономика Армении сократится, соответственно, на 5% и 4,5%, что является самым глубоким спадом после 2008 года.

Сопоставление ВВП, произведенного этими странами в 2019 году, может дать ясное представление  о масштабах их экономик. Так, по данным Всемирного банка, в прошлом году в Азербайджане ВВП составил на $48 млрд. (на душу населения – $4,7 млрд.), а в Армении – всего на $13,7 млрд. ($4,2 млрд.), то есть в 3,5 раза меньше.

Победу в войне завоевывают с помощью адекватного оружия, а последнее приобретают благодаря мощной экономике.

 Во-вторых, государственный бюджет:  в бюджетах на 2020 год двух стран  доходы Азербайджана заложены в объеме  $14,1 млрд., а доходы Армении – в $3,5 млрд., то есть  в 4 раза меньше, чем у нас. Только оборонные расходы Азербайджана ($2,2 млрд.) составляют более половины бюджетных расходов Армении в целом (1,8 трлн. драмов или $3,8 млрд.). В этом году наши текущие затраты на оборону превысили 3,8 млрд. манатов, то есть ежегодно из каждых  100 манатов бюджета на оборону мы выделяем 12 манатов.  Анализ соответствующих  данных за последние 5 лет показывает, что расходы Азербайджана на оборону возросли в 2 раза. Направив на эти затраты определенную часть нашего  подавляюще мощного фискального потенциала, позволяющего осуществить экономическую экспансию, мы можем серьезно подорвать сопротивляемость Армении  и победить ее на поле боя.

 Будь хоть немного прагматичным, премьер-министр Армении  осознал бы, что в противостоянии с Азербайджаном, имеющим столь мощный экономический потенциал, нельзя растрачивать свои ограниченные ресурсы и лучше как можно быстрее возвратить то, что им не принадлежит и рано или поздно все равно будет отвоевано.

 Внешний долг: большие текущие расходы в каждый день войны Армения несет не благодаря своим устойчивым и динамичным финансовым ресурсам, которых у нее просто нет, а за счет  взятых у международных финансовых институтов кредитов. И при прекращении этой и иной помощи как последней ее надежды,  экономика Армении впадет в стагнацию.   И вовсе не случайно не по сумме, а  по доле внешнего долга в ВВП она опережает все страны Южного Кавказа. Внешний долг Армении достиг $5,7 млрд., что составляет более половины ее ВВП и, с точки зрения критериев Всемирного банка, превышает критический предел для внешних заимствований.

Валютные резервы: Валютные запасы такой масштабно ограниченной страны, как Армения, настолько символичны, что  настоящему государству не подобает иметь подобные резервы. Валютные резервы страны составляют $2,6 млрд., что соответствует возможностям ликвидности в средних компаниях развитых стран.

 Резервы Нефтяного фонда Азербайджана ($50 млрд.) примерно в 20 раз больше, чем запасы Армении. С началом войны (27 сентября 2020 г.) внутренний динамизм и доверие к экономике Армении сильно ослабли. Несколько дней тому назад Международное рейтинговое агентство Fitch понизило кредитный рейтинг Армении («BB -» «B +»).  А пандемия, плюс затраты на войну, экономическая стагнация и т.п. факторы  приведут к быстрому «таянию» валютных резервов.

Экономики, которые война ослабит   и подорвет  

Вследствие  нынешней  войны экономика обеих сторон не только не усилится, но и регрессирует, ибо чтобы победить в ней они закупали загодя или приобретают сейчас оружие и боеприпасы, усиливали ВПК за счет госбюджета и внебюджетных фондов, и расходуют  свои доходы,  истощают  ресурсы.

Но между ними есть существенная разница: Азербайджан ведет Отечественную войну во имя освобождения своей земли от оккупантов, а Армения тратит свои ресурсы, чтобы удержать захваченные территории.

 И если на стороне Азербайджана сильная  экономика, сырьевые и валютные резервы и другие  преимущества,  то Армения, лишенная   природных ресурсов, располагая  ограниченной экономикой и символическими финансовыми резервами, барахтается в условиях  неравной  конкуренции.

 Именно данные условия, если даже война продлится не несколько месяцев, а несколько лет, позволят Азербайджану экономически  выстоять и дождаться своего победного финиша, тогда как  Армения с ее ограниченной экономикой может устоять перед нашим натиском максимум несколько месяцев.

 По прогнозам агентства Fitch, потери Азербайджана в данной войне могут составить $10 млрд., хотя, по словам министра экономики Азербайджана М.Джаббарова, она обойдется экономике страны в 120-150 млн.  манатов. Впрочем, потери Азербайджана в нынешней войне  следует считать не таковыми в прямом смысле слова, а потерей дохода, который он мог бы получить в мирное время, а это не трагедия. Вернув Карабах, Азербайджан приобретет несравненно большее.

Другими словами, если потери Азербайджана восполняемы в широком плане, то потери Армении – зряшные, их ничем невозможно компенсировать.  И если Азербайджан выйдет из этой войны с ослабшей экономикой, то Армения  получит  рухнувшую экономику.

 Азербайджан победит в  войне и восстановит свою экономику, используя свои стратегические валютные запасы. А Армения с ее  ограниченными резервами, даже если ей придется скрести по сусекам, должна будет еще долго приходить в себя после перенесенной «клинической смерти». Как гласит наводящая на размышления и характеризующая эту ситуацию пословица: Пока сильный ослабеет, слабый  совсем зачахнет!

Мохаммед Талыблы

________

Джон Монтегю, 4-й граф Сэндвич (англ. John Montagu, 4th Earl of Sandwich; 13.11. 1718 — 30.04.1792) — английский дипломат,  в честь которого  было названо блюдо, известное как «сэндвич» из-за его привычки перекусывать ломтём мяса, положенным между двумя тостами, чтобы не прерывать многочасовое сидение за карточным столом (https://ru.wikipedia.org/wiki/Монтегю,_Джон,_4-й_граф_Сэндвич).

 

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей