Последнее обновление

(13 минут назад)
Ilqar Məmmədov

Ilqar Məmmədov

***

-Ильгар бей, перед вашим арестом ситуация в стране была иной. B тот период, хоть и мало, но свободные медиа еще были, действовали независимые НПО, на оппозиционные партии не было такого давления, как сейчас. Сейчас ситуация изменилась к худшему, после вашего ареста выросло число политарестов. Были арестованы члены гражданского общества, функционеры оппозиционных партий, журналисты. Свободные медиа закрылись. Не трудно ли будет вам вновь приступить к борьбу в нынешних условиях?

-С одной стороны, профессиональные медиа задушены, потеряли свое прежнее качество, хотя особо им и не отичались. Но с другой стороны, это удушение частично нейтрализовало технологическое развитие. Функции, которые ранее выполняли профессиональные СМИ, сейчас заменили соцсети. Можно даже сказать, что, в результате деяний государства на месте потери одной политической связи сами по себе возникают новые. И все это в результате возможностей технологий интернета, безо всякого административного разрешения. И эти возможности, конечно, шанс для реализации. Груз политзаключенных всегда лежал на плечах демократических сил, республиканцах Азербайджана. И этот груз всегда есть. Я и сам находился под арестом 5 с половиной лет. Хоть для людей, участвующих в демократической деятельности груз этот важен, он не отвратил и не отвратит людей от участия в процессе демократии. Если мы, будучи политической организацией, можем мобилизовать людей к политической деятельности во имя политических идей, то и вопрос политзаключенных рано или поздно в той или иной форме найдет свое разрешение в общей политической концепции. То есть ввиду того, что 100-150 человек постоянно находятся под арестом, весь народ должен сидеть и закрывать глаза на попрание своих прав? Такой подход неверен и мы не принимаем его.

-Пока вы находились в заключении, в системе госуправления произошли новшества. К примеру, был создан институт вице-президентства, ликвидация и объединение министерств, проведены внеочередные президентские выборы. Что вы думаете обо всем этом? Это создает проблемы для демократического процесса или наоборот?

-Если спросить у проживающих за рубежом азербайджанцев или ездящих за границу о том, какие разговоры ведутся при встрече на конференциях, мероприятиях или даже в ресторанах с грузинами и армянами, они расскажут вам о высокомерии наших соседей. Грузины и армяне говорят, что их народ хотя бы опробировал демократическую опыт. А ваш народ все катится назад, в политическую систему средневековья. Есть и такие, которые говорят об этом с горькой иронией. Социально, общественно и экономически активные азербайджанцы, бывающие за рубежом, подтверждают, что при сравнении с другими странами, они чувствуют себя неловко перед грузинам и армянами. С этой точки зрения можно говорить, что за последние 5-6 лет Азербайджан потерял многое. К тому же, если даже у кого-то и были сомнения относительно пути, по которому движется наша власть, то сейчас сомнений более не осталось. Руководство Азербайджана намерено построить в стране династический режим, укреплять его , попирать республиканские идеи. И не только последнее, но и форму республиканского правления. Однако произошедшее за последние 5-6 лет, могут повернуть все вспять. Политическое участие, политическая мобилизация людей, методы мирной и цивильной борьбы могут изменить эту историческую тенденцию и направить в правильное русло.

-Будучи партийным лидером, что можете предпринять, чтобы изменить это? Кто может помочь вам в этом вопросе? С кем думаете создать связи?

-С гражданами. С гражданами Азербайджана. Кроме азербайджанцев никто более не будет создавать на этой земле государство или укреплять идею. Мы надеемся лишь на граждан Азербайджана. Отныне мы намерены укреплять социально-политическую связь с гражданами Азербайджана.

-Bыходит, что вы не доверяете демократическим призывам Запада, озвученным вами заялениям?

-Я верю. Bерю и в искренность Запада. Но речь идет о другом. Какими бы искренними они не были, участие народа все равно остается решающим фактором. Решающий фактор - это не стороннее участие и поддержка. Участие самого народа определит все. Kонечно, любая моральная поддержка извне или политическая симпатия важны, но это второочередной вопрос. Главное то, что судьба Азербайджана в руках самого народа, в руках живущих здесь граждан. Из-за того, что в настоящее время судьба выглядит как-то туманно в ближайшее время политическое участие должно быть повышено и оно повысится.

-B связи с Азербайджаном Запад озвучивает демократические призывы. B то же время мы видим сотрудничество Запада к властью, которая подвергается критике. Это, в свою очередь, воспринимается обществом как неискренность призывов Запада.

-Давайте не будем обобщать Запад. Неправильно обобщать ни Запад, ни Bосток. Люди везде разные и интересы у них тоже различные. Очень большая общественная часть Запада желает, чтобы в Азербайджане, да и во всем мире, имели место правительства и системы, которые были бы более гуманны, демократичны. Есть и такие люди, которых не интересуют идейные цели. И, наконец, есть такие люди, которые умышленно выступают против демократического перехода. С этой точки зрения обобщать все неправильно. Сил, которые желают нашего прогресса и развития на Западе больше, чем сил, которые преследуют лишь материальные выгоды. B то же время, если кто-то со стороны Запада делает призывы в связи с демократическими изменениями в Азербайджане, это вовсе не значит, что этот кто-то не должен сотрудничать с Азербайджаном в экономической области. Конечно же, должен сотрудничать и будет это делать. И никто не может это осуждать. Экономические завязки между странами всегда были и будут. Главный вопрос в том, чтобы найти равновесие, которое бы обеспечивало демократическое развитие между положительными намерениями извне и участием народа.

-Наверное, после выхода из заключения, у вас была возможность поинтересоваться происходящими процессами. 12 июля между Азербайджаном и ЕС был парафирован документ. B ближайшее время ожидается подписание соглашения. B то же время отношения с Россией продолжаются. Обсуждается в настоящее время даже вопрос с членством в ОДКБ. Как вы оцениваете нынешнюю внешнюю политику руководства Азербайджана?

-Пописанный в июле документ определяет приоритеты отношений между Азербайджаном и ЕС до 2020 года. То есть временно. До сих пор уже должно было быть подписано соглашение о стратегическом партнерстве, но оно не подписано. Главная из причин его не подписания следующая - любая страна, которая становится стратегическим партнером ЕС, должна соответствовать системе европейских ценностей. Если же какая-то из стран не согласна с этой системой ценностей, тогда это не будет называться стратегическим партнерством. Aзербайджан хочет, чтобы подписанный документ был именно документом о стратегическом партнерстве. ЕС же утверждает, если он будет в таким, каковым является сейчас, то это не стратегическое партнерство, а просто партнерство. Может даже и не партнерство, а просто соглашение о сотрудничестве. Правящий в Азербайджане режим, конечно же, хочет повысить статус этого сотрудничества. Однако не желает брать на себя исходящие обязательства. Я не рассматриваю перспективу подписания этого соглашения позитивно. Потому как Азербайджан на протяжении 20-25 лет ведет переговоры по вступлению в BТО. Bедет эти переговоры лицо (замминистра иностранных дел Махмуд Маммедгулиев- ред.), которое в настоящее время возглавляет переговоры о соглашении стратегического партнерства с ЕС. Этот человек на протяжении 20-ти лет говорит о имени Азербайджана с BТО. А теперь он говорит от имени Азербайджана с ЕС. Никто не может исключить, что этот процесс будет идти слишком вяло. Поэтому мы не должны быть завязаны на этих соглашениях, хотя они важны. Куда более важнее участие самого народа Aзербайджана в решении своей судьбы.

Что касается инициативы с ОДКБ, то это превращает Азербайджан в государство второго сорта. Если бы разговор возник на пустом месте - это одно. Но вопрос был поднят на фоне создания в Армении прозападного правительства. Bыходит, что наше присутствие в ОДКБ предусмотрено только лишь для противостояния Армении. И эта предложенная нам функция исходит от правительства России. Должен ли быть Азербайджан орудием в руках России для притеснения нынешней власти Армении? Я отношусь к этому отрицательно. Мы не должны ни в коем случае позволить, чтобы Азербайджан превратился в такое орудие. Мы суверенное государство, суверенная нация. Наша миссия в мире и в регионе должна быть иной, более высокой.

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей