dunya.com
Азербайджанская армия ведет отечественную войну. Есть пассивные сторонники и активные участники этой войны. Некоторые страны выражают свою солидарность с Азербайджаном своей молчаливой позицией. Стратегия "дипломатического молчания" некоторых из них (например, России) также отвечает нашим интересам. Есть у нас и противники. Но есть государство, всесторонняя поддержка которого весомее той дружественной помощи, которую рассматривает Азербайджан. Это Турецкая Республика!
В начале века мы видели не только приверженность турецкого государства своему стратегическому союзничеству. Нуру-паша вошел в Баку как личность, дарящая надежду, разгромив пришельцев, указав им их место. То, что сотню лет назад сделал командующий Кавказской исламской армией Нуру-паша, делают сейчас турецкие военачальники.
Один философов сказал, что невозможно войти в реку дважды. Отважная турецкая армия дважды в одном столетии подошла не только к "реке", но и к озеру, называемому Каспийским морем. Не боясь, бросаясь в огонь и пламя. Дело здесь не только в религии и языке. В Южно-Кавказском регионе, который контролируется таким амбициозным государством, как Россия, братская Турция распластала свои "крылья" в небе Азербайджана. Спасибо, Турция!
Что же нам делать?
Вопросы выстроились в очередь:
Какова ценность этих отношений, которые находятся выше уровня стратегического альянса? Что же нам делать? Должны ли мы объединиться с Турцией? Стоит ли нам создавать конфедерацию?
Более адекватный ответ на эту ситуацию век назад дал Насиб-бек Юсифбейли1. В начале века жил турецкий подданный по имени Хусамеддин Тукач. Он даже был заключен в тюрьму в России и перенес много лишений. В своих воспоминаниях он рассказал о своих беседах с Насиб-беком Юсифбейли в Гяндже.
В то время Кавказская исламская армия находилась в Гяндже. В беседе с Насиб-Беком Тукач-бей сделал интересное замечание по поводу объединения Азербайджана с османами. Насиб-бек Юсифбейли дал очень глубокомысленный ответ на идею объединения Азербайджана с Турцией, которая была очень популярна в то время: "Османы-наши большие братья, но давайте не будем забывать, что Баку не может управляться из Стамбула".
Это очень поучительный ответ. Но у нас есть такие общие ценности, региональные интересы, стратегические цели, что мы можем решать их вместе, даже не находясь под одним государственным зонтом. Во многих случаях могут даже получиться очень хорошие политические и геоэкономические «дуэты» причем в качестве отдельных государственных субъектов. Очень уместно здесь высказывание великого социолога Карла Попера: «Мы едины в многообразии». Да, на самом деле, мы различными цветами можем нарисовать более лучший спектр.
Что мы должны делать?
Самое главное, что Азербайджан может сделать для Турции - это поднять качество экономического партнерства на более высокий уровень. Мы должны играть очень важную роль в энергоснабжении Турции. Правда, некоторые экономические трудности Турции закончатся с улучшением энергоснабжения. Кстати, обнадеживающие процессы по улучшению энергоснабжения уже начались.
Два месяца назад на месторождении Сакарья, которое было открыто в турецкой акватории Черного моря, было обнаружено 85 миллиардов кубометров газа. Запасы "голубого топлива" на этом месторождении в 5 раз превышают заявленный показатель. Это может оказать положительное влияние на энергообеспечение Турции в течение почти 10 лет.
Как Азербайджанское государство, мы должны предпринять шаги по стимулированию большего притока инвестиций в турецкую экономику. Как мы знаем, в Азербайджане действуют 3400 компаний с турецким капиталом, а в Турции-2400 компаний с азербайджанским капиталом.
По данным годичной давности, инвестиции Азербайджана в Турцию оцениваются в $ 14,5 млрд, из которых $ 13 млрд приходится на нефтегазовый сектор. В свою очередь, Турция инвестировала в Азербайджан $ 11,8 млрд, из которых $ 9,1 млрд было вложено в нефтяной сектор. Турция инвестировала в ненефтяной сектор Азербайджана 2,7 миллиарда долларов.
Мы должны увеличить инвестиционные возможности азербайджанских компаний в турецкой экономике. Только инвестиции SOCAR в Турцию к концу текущего года достигнут 17 миллиардов долларов.
Инвестиции SOCAR в турецкую экономику
Petkim-одна из крупнейших нефтехимических компаний Турции. Это 20-я по величине компания в Турции с точки зрения экспортных возможностей и может продавать свою продукцию более чем в 50 стран мира. В Турции работает около 150 000 человек.
Нефтеперерабатывающий завод "Star" будет перерабатывать 10 миллионов тонн сырой нефти в год. Завод будет производить 1,6 млн тонн нафты, 1,6 млн тонн авиатоплива, 4,8 млн тонн малосернистого дизельного топлива, 700 тыс. тонн нефтяного кокса, 420 тыс. тонн смешанного ксилола и 160 тыс. тонн серы в год. В рамках проекта STAR Refinery он обеспечит нефтехимическую промышленность Турции персоналом в 12 000 человек. В общей сложности в STAR было инвестировано более 6 миллиардов долларов.
С момента своего основания в 2012 году SOCAR Gas продал 1,3 миллиарда кубометров газа. Инвестиционные возможности SOCAR Energy растут. Проекты TAP и TANAP, в этом контексте являлись серьезными энергетическими связями с Турцией. В первые дни реализации этих проектов, после заключения соглашения между Турцией и Азербайджаном по TANAP, Иран и Россия выразили озабоченность в этой связи. Получая посредством ТАNAP 6 млрд кубометров газа, (10 млрд кубометров в Европу), Турция сможет сократить импорт газа из России и Ирана. Обнаруженные запасы газа Турции, включая проект TANAP, послужат минимизации ее импортной квоты. Добавление энергоносителей к товарам и услугам по более низким ценам будет стимулировать экспорт.
Почему Турция не должна быть главным импортером Азербайджана?
В последние годы турецкая экономика претерпела различные изменения. Сегодня, если вы спросите, что является экономической проблемой номер один в турецкой экономике, они без колебаний скажут "текущий дефицит". Потому что экспортный потенциал страны по сравнению с импортом вызывает поток долларов за пределы экономики Турции. Потоки валюты вызывают серьезную озабоченность, поскольку имеет отрицательный платежный баланс. В структуре государственного и корпоративного долга (более 465 млрд долларов) задолженность частного сектора перед иностранными респондентами составляет более 220 млрд долларов. Частный сектор, который входит в структуру государственных и корпоративных долгов (свыше $ 465 млрд), задолжал иностранным респондентам более $ 220 млрд. Как у страны импортера, у Турции за ее пределы уходят потоки долларов.
Азербайджан, как основной покупатель импортируемых из Турции товаров, должен больше ориентировать вектор торговли на Турцию. Только 12% из 13,7 млрд долларов товаров, импортированных Азербайджаном в прошлом году, приходится на долю Турции. Правда, Турция действительно является одним из двух основных импортеров Азербайджана. После импорта товаров из России на сумму 2,290 миллиарда долларов Азербайджан за прошедший год (2019 год) импортировал из Турции товаров на сумму около 1,7 миллиарда долларов. Как государство, мы не можем играть непосредственную роль импортера этой продукции.
Доля государства в рыночной экономике участвует в качестве рыночного игрока, как основного производителя товаров и услуг частного сектора. Однако она может частично удовлетворить собственные потребности государства на основе заказов (материалы для воинских частей, участие в государственных мегапроектах и т.д.). Но если сосредоточиться на реализации различных стимулов для частного сектора, то он может выбрать Турцию в качестве основного рынка сбыта импортной продукции.
Мы можем расширить ассортимент импорта с помощью проведения кампаний поощрительного характера для удовлетворения нужд личного потребления наших граждан. Потому что в результате наших мер по трем направлениям мы можем вывести Турцию на уровень первой страны по объему импорта. Это, в свою очередь, означает увеличение валютных поступлений братской Турции. Валюта, которая не будет утекать за пределы страны, принесет пользу турецкой экономике, создав прочную ценность, что будет нашим самым большим вкладом в братское государство.
1. Насиб-бек Юсифбейли азербайджанский государственный деятель, просветитель и публицист. Занимал должности министра внутренних дел, финансов и председателя Совета Министров Азербайджанской Демократической Республики (14 марта 1919 — 30 марта 1920).
Написать отзыв