president.az
Баку/31.03.20/Turan: Президент Азербайджана Ильхам Алиев на встрече 31 марта с министром экономики Микаилом Джаббаровым признал, что резкое падение цен на нефть может привести к серьезным проблемам в экономике страны.
«Пандемия сильно ударила по мировому экономическому развитию. Ведущие мировые финансовые институты уже открыто заявили, что кризис, который может возникнуть в результате пандемии, будет хуже, чем кризис 2008-2009 годов. Резкое падение цен на нефть на мировых рынках, почти в два раза, может создать серьезные проблемы для нашей экономики, и, конечно же чревата снижением наших доходов», — сказал глава государства, и это стало его первым заявлением, указывающим на ожидаемый серьезный пересмотр госбюджета-20.
Он признал, что «нефтяной сектор остается ключевым сектором для нашей экономики».
Вместе с тем президент Азербайджана напомнил о том, что в последние годы «развитие нашей ненефтяной экономики было и остается приоритетным».
«Я считаю, что производство экспортно-ориентированной (ненефтяной) продукции должно быть увеличено, процесс сертификации должен продолжаться в субъектах предпринимательской деятельности, чтобы наша продукция была конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках», — заявил глава государства.
По его мнению, жизнь показывает, что «мы должны работать и жить так, как будто мы живем в эпоху после нефти».
«Теперь, когда цена на нефть составляет $21-22 за баррель, то это для нас период после нефти. Мы подготовились к этому периоду, и эти приготовления еще продолжаются. Многое зависит от предпринимателей (из ненефтяных секторов экономики). Мы приняли все необходимые решения, приняли и внесем необходимые изменения в законодательство. Поэтому теперь предприниматели должны действовать в соответствии с нашей общей работой, и в этом случае мы сможем с честью преодолеть этот кризис», — подчеркнул Ильхам Алиев.
В своей беседе с главой Минэкономики президент отметил, что надо сделать всё для сокращения теневой экономики.
«Наша главная цель - я поставил эту задачу перед Министерством экономики - это сократить масштабы теневой экономики. Я думаю, что в этом направлении были сделаны очень серьезные шаги. В прошлом году налоговые и таможенные органы внесли в казну более 1 миллиарда манатов. За счет чего? Из-за сокращения теневой экономики.
Мы начали этот год очень хорошо. За два месяца доход составил более 250 миллионов манатов. За счет чего? За счет борьбы с теневой экономикой. Этот процесс будет продолжен. Я хотел бы вновь обратиться к представителям частного сектора, и я уже несколько раз говорил, что мы проводим радикальные реформы. Это означает конец теневой экономики. Но мы делаем все по порядку. Мы дали время сотням, может быть, тысячам субъектам предпринимательства… Есть предприниматели, которые до сих пор думают, что будут работать по-старому. Я хочу однозначно сказать им, что этого не произойдет, и никто им не поможет. Если кто-то полагается на знакомых, родственников или друзей в офисе, он на неверном пути. Он сам будет наказан, и его опекун будет наказан. Не будет никаких уступок ни для кого. Все без исключения предприятия должны выйти из теневой экономики. Таким образом, я считаю, что такая «политика очистки» даст хорошие результаты», — заявил Алиев.
Министр экономики сообщил главе государства, что данные вопросы нашли отражение в подготовленной среднесрочной экономической программе и стратегии.
«Мы разработали меры с упором на создание «белой», конкурентоспособной и устойчивой экономики. Они направлены на стимулирование внутреннего производства и потребления, расширения экспортно-ориентированного характера нашей экономики...Мы намерены проводить политику, направленную на замещение доходов от нефти и газа», — сообщил Джаббаров.
Касаясь «теневой экономики», министр отметил, что эффективной для борьбы с ней была бы амнистия капитала и собственности. Об этом просит частный сектор, банковская сфера.
«Эти предложения мы представим правительству и вашему вниманию в общем пакете мер», — отметил министр.
По его словам, оперативная статистическая информация свидетельствует о том, что поступления в госбюджет за 1 квартал (по налогам) будут на 200 млн манатов больше прогноза.
Что же касается развития ненефтяного сектора, то ожидается «расширение сельскохозяйственного перерабатывающего сектора, строительного сектора, роста грузоперевозок».
Также по горнодобывающей промышленности разрабатывается ряд проектов, которые будут способствовать увеличению и расширению экспортного потенциала Азербайджана, а также созданию новых рабочих мест в регионах.
По мнению президента Азербайджана, подобные меры должны привести к тому, чтобы «избежать проблем с исполнением государственного бюджета-20».
«Прежде всего, все социальные обязательства должны быть полностью выполнены, все проекты социальной инфраструктуры должны быть реализованы. В то же время необходимо еще раз взглянуть на бюджетные расходы, и не срочные проекты могут быть отложены, без возможного ущерба вопросам занятости», — отметил глава государства.
Он назвал динамику развития экономики в начале года «позитивной».
«Сейчас еще рано говорить о результатах марта. Госкомстат обычно представляет цифры примерно через неделю после окончания первого квартала. Мы, конечно, проанализируем эти цифры. Однако нетрудно предсказать, что пандемия коронавируса, безусловно, будет главным препятствием для нашего экономического развития (прежними темпами)», — отметил Алиев.
Он напомнил, что для минимизации экономических и социальных последствий этой пандемии ранее было решение выделить 1 миллиард манатов.
«Конечно, мы сосредоточились в первую очередь на предприятиях, работающих в сферах, наиболее пострадавших от коронавируса. Более 300 тысяч человек работает в этих сферах. Мы должны поддержать их. Я обратился ко всем азербайджанским предпринимателям с призывом не увольнять работников. Я считаю, что азербайджанские предприниматели достойно выполняют свой гражданский долг. Важно, что на сегодняшний день Фонд поддержки мер против коронавируса, созданный моим Указом, получил более 100 миллионов манатов (из них 20 миллионов было перечислено из резервного фонда президента)», — отметил Алиев.
Он также остановился на вопросе удовлетворения внутреннего спроса на те или иные товары первой необходимости за счет местного производства.
«Что касается коэффициента самодостаточности, то в этой области следует вести более точную статистику. Потому что мне представлены разные цифры из разных госорганов. Поэтому я прошу вас (обратился к главе Минэкономики) проанализировать цифры всех государственных учреждений и сообщить мне реальную ситуацию, каков наш коэффициент самообеспеченности основными потребительскими товарами, для того, чтобы мы более точно прогнозировать нашу политику. В частности, за счет средств Фонда поддержки предпринимательства давайте выделим средства и займы в те области, которые все еще зависят от импорта. В некоторых сферах у нас большая доля иностранного сырья», — отметил глава государства.
Мнения экспертов
По мнению эксперта-экономиста Самира Алиева, из-за низких мировых цен на нефть дефлятор ВВП Азербайджана будет значительно снижен, а это фактически означает предстоящий рост инфляции (пока за январь-февраль инфляция была 2,8%).
«Когда Азербайджан получал большие нефтяные деньги, дефлятор ВВП рос и превышал индекс потребительских цен. Это, например, было в 2008, 2010-11 гг и 2016-17 годах. Это лишний раз доказывает, что страна реально сильно зависит от нефти», — отметил эксперт.
Напомним, что сводный бюджет Азербайджана на 2020 год должен был на 53% зависеть от нефти. Как он будет меняться, пока не ясно.
Что же касается реализация пакета мер правительства для предпринимателей и населения (налоговые каникулы, льготы по кредитам), то, по мнению Самира Алиева, это подтолкнет ЦБА к повышению учетной ставки, то есть кредиты могут подорожать.
ЦБА планирует обсудить вопрос возможного изменения учетной ставки 1 мая.
Другой эксперт-экономист Пярвиз Гейдаров считает, что в Азербайджане до сих пор нет нормальной системы финансовой отчетности, что затрудняет выявление «теневиков» и мешает правильному распределению госпомощи.
«Пока не ясен точный пакет мер правительства, но, помимо той информации, что обнародовал министр экономики, было бы целесообразно предоставить большие таможенные льготы тем юридическим и физическим лицам, которые занимаются импортом и экспортом. Также частные сельскохозяйственные производители (мелкие и средние) должны субсидироваться ежемесячно в течение, как минимум, второго квартала», — отметил Гейдаров.
В целом, перед правительством стоит сложный вопрос: как выманить «теневиков»-частников, при том, что, судя по всему, к частному сектору будут предъявлены новые, повышенные требования с целью компенсации потерь от нефти.—0—
Написать отзыв